Художественные средства изображения сюжета произведения

Язык основное средство художественного изображения жизни и литературе. Поэтический язык отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов. Именно этим определяются его особые свойства и закономерности. Слова в художественном произведении выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Образность художественной речи выражается в ее непосредственности, эмоциональной насыщенности, в предельной точности, экономности и одновременно емкости. «Художественность

состоит в том,- писал Чернышевский, — чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов». Поиски самого нужного, единственно возможного слова сопряжены с большими творческими усилиями писателя.

Олицетворение — это такая метафора, в которой предметы, явления природы и понятия наделяются признаками живого существа: «Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», «Горные вершины спят во тьме ночной» (Лермонтов); «Руки милой — пара лебедей — в золоте волос моих ныряют» (Есенин). Олицетворение чаще всего встречается

в произведениях устного народного творчества. Человек на ранней ступени своего развития, еще не зная законов природы, одухотворял ее. Позднее такое олицетворение переросло в устойчивый поэтический оборот, помогающий раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Некоторые произведения (басни, сказки) целиком строятся по принципу метафоры, когда все содержание имеет переносное значение («Кот и повар» и «Кукушка и петух» Крылова, «Премудрый пескарь» и «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина). Такие произведения называют аллегорическими. Аллегория — это образное иносказание. Аллегорические образы условны, так как под ними всегда подразумевается нечто (премудрый пискарь, например, олицетворяет собой трусливого обывателя), однозначны, просты, прило-жимы к одному понятию. Иносказательность басен, сказок, пословиц характеризуется устойчивостью; за их персонажами постоянно закреплены определенные качества (за волком — жадность, злоба; за лисой — хитрость, ловкость; за львом — власть, сила и т. д.).

Аллегорические образы тесно связаны с образами-символами. Символический образ отличается сложностью и многозначностью, его иносказательный смысл проясняется в процессе свободно возникающих ассоциаций («Анчар» Пушкина, «Парус» и «Три пальмы» Лермонтова, «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» Горького). Принципиальной разницы между аллегорией и символом нет.

Метонимия (переименование) — замена прямого кампания предмета или явления переносным — основана па сближении несходных предметов, но находящихся и прим и иной (временной, пространственной) или другой внешней или внутренней связи. Гак, и четверостишии Некрасова «Скоро сам узнаешь и школе, как архангельский мужик по своей и божьей поле стал разумен и велик» под архангельским мужиком подразумевается М. В. Ломоносов; Некрасову важно подчеркнуть, что великий русский ученый и поэт вышел из народа.

Особую разновидность метонимии представляет значение с одного предмета или явления переносится на другое по принципу их количественного соотношения. Для синекдохи характерно употребление единственного числа вместо множественного или множественного вместо единственного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (Лермонтов): «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (Ломоносов). Иногда употребляется определенное число вместо неопределенного: «миллион казацких шапок высыпал на площадь» (Гоголь). И некоторых случаях видовое понятие заменяет родовое — видовое: «и гордый внук славян» (Пушкин): «Ну что ж, садись, светило!» (Маяковский).

Переносное значение гиперболы (преувеличение) и литоты (преуменьшение) основано на том, что сказанное не следует понимать буквально: «раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (Маяковский); «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Некрасов). Очень часто прибегали к гиперболе Гоголь и Маяковский. Гипербола и литота как средства создания художественного образа используются в произведениях фольклора (например, образы богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича).

Ирония (насмешка) — это употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы. «. Ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи», — пишет Некрасов о «владельце роскошных палат», раскрывая истинный смысл отношения к вельможе семьи: «. ждущей смерти твоей с нетерпением».

Высшая степень иронии, злая, горькая или гневная насмешка — сарказм. Так, ирония Некрасова в «Размышлениях у парадного подъезда» приобретает негодующий, обличительный характер и перерастает в сарказм. «И сойдешь ты в могилу. герой, втихомолку проклятый отчизною», и далее поэт гневно продолжает: «Впрочем, что ж мы такую особу беспокоим для мелких людей?» Слова герой и особа в контексте стихотворения звучат контрастно по отношению к их прямым значениям и придают стихотворению саркастическую окраску.

Перифраз — это замена имени собственного, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета. Лермонтов в стихотворении «Смерть Поэта» называет Пушкина невольником чести, раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.

Тропы способствуют художественной выразительности поэтического языка. Большее или меньшее использование тропов зависит от характера таланта писателя, от жанра произведения и его конкретных особенностей. В лирике, например, тропы используются значительно шире, чем в эпосе и драме. Таким образом, тропы являются лишь одним из средств художественной выразительности языка и только во взаимодействии со всеми остальными средствами помогают писателю создавать картины и образы.

Художественная выразительность языка достигается не только соответствующим подбором слов, но и их интонационно-синтаксической организацией. Синтаксис

Используется писателем для индивидуализации и типизации речи, являясь средством создания характеров. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить неторопливую, спокойную речь Базарова («Отцы и дети» Тургенева), выражающую его глубокую убежденность в своей идейной правоте, и взволнованную, порывистую речь Павла Петровича, потрясенного отрицанием всех его жизненных принципов: «Павел Петрович взмахнул руками.

— Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. В силу чего же вы действуете?



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Художественные средства изображения сюжета произведения