Художественные принципы постмодернизма
Не претендуя на полноту анализа постмодернистского текста, что пока представляется проблематичным в силу незавершенности явления, можно сформулировать некоторые принципы, свойственные поэтике этого типа культурного сознания. Отказ от любой иерархической системы и неверие в существование истины в постмодернизме проявляются в тотальном цитировании.
Постмодернисты не верят в возможность сказать что-то новое. Новый смысл может возникнуть только в результате смешения цитат. В литературе постмодернизма даже возникает даже особый жанр
Единственным спасением в этой ситуации становится ирония. Человек, не кончающий самоубийством перед лицом угроз современного
Постмодернизм пародийно обращается к наследию прошлых эпох, которое воспринимает как некий культурный код. Эта особенность позволила некоторым исследователям назвать постмодернизм вампиром, отсасывающим чужую кровь, паразитирующим искусством. Причем это мнение удивительно жизнеспособно: О. А. Кривцун в Эстетике (1998) определяет постмодернизм как игру посмертных масок. обращение с персонажами постмодернизма, которые легко управляемы, уподобляет манипуляции с трупами (7;420). В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость. Мы живем в эпоху, когда все слова сказаны. — так определил сущность посмодерна С. С. Аверинцев. Любое слово в культуре постмодернизма неизбежно оказывается цитатой. Правда, трудно согласиться с О. А. Кривцуном, который считает, что тотальное обращение к цитированию — это признак эпохи, лишенной собственного содержания. Скорее, новая эпоха вбирает в себя все существующие смыслы, возникшие в культуре прошлого, и открывает их относительность.
В постмодернизме возникает новая трактовка незыблемых истин, когда они разъедаются вездесущей постмодернистской иронией. Тот же О. А. Кривцун замечает: Казалось бы, постмодернизм исключает возможность употребления всерьез таких слов, как душа. слеза. красота. любовь. добро. — все это в его устах выглядело бы напыщенным и старомодным. Постмодернизм воспринимает эти слова как достаточно истрепанные и знающие о своей пошлости, с другой стороны, понимает, что это — предельные понятия, последние оставшиеся слова, заменить которые, в сущности, нечем. Пользуясь терминами постмодернизма, игру масками прошлого в современном искусстве можно объяснить перекодированием: сохраняя связь с определенным культурным кодом (тип сознания, эпоха, стиль, конкретное произведение), художественный образ обретает новое содержание, вписывается в новый культурный код — в эстетику и поэтику постмодернизма.
Отсутствие иерархии порождает принцип интертекстуальности, каноническую формулировку которого дал Ролан Барт в работе Текст. Каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собой новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки культурных кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т. д. — все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык (5;207). Интертекстуальность не сводится к проблеме источников и влияния, так как цитаты возникают в сознании спонтанно, автоматически и установить их происхождение не всегда возможно. Чтение постмодернистского текста напоминает процесс дешифровки и происходит параллельно с написанием нового текста в сознании читателя. Для Барта произведение предстает как текст, который он желал бы написать и получить от этого удовольствие. Таким образом, при чтении-письме интерес сосредоточен не в результате, а в самом процессе.