Художественные особенности сказок Салтыкова Щедрина



М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть ( “Медведь на воеводстве “), господа и рабы ( “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик “), страх как основа рабской психологии ( “Премудрый пескарь “), каторжный труд ( “Коняга “) и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа

в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.

Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины ( “Жили-были два генерала. “, “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик. “; присказки ( “по щучьему велению”, “ни в сказке сказать, ни пером описать “); характерные для народной речи обороты ( “думал-думал”, “сказано – сделано “); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия.

Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; “дикий помещик”, как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик

варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала “вдруг оказались на необитаемом острове” ; по милости божьей “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”. Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. “Медведь на воеводстве “: среди действующих лиц – зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке “Дикий помещик” герой постепенно деградирует, превращаясь в животное.

Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету “Весть” и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

Сказка “Дикий помещик” – помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ – созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.

“Премудрый пескарь” – образ до смерти перепуганного обывателя, который “все только распосты-лую жизнь свою бережет”. Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг – “выжить и щуке в хайло не попасть”.

Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни.

Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писательмыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Художественные особенности сказок Салтыкова Щедрина
?