Художественные образы созданные Чеховым
Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова еще в начале 1901 года, но только к началу 3903 года он оформился настолько, что драматург начал работать над пьесой; писал он ее почти год (закончил 13 октября 1903 года). Работа продвигалась медленно: слишком необычна была пьеса по сравнению не только со всей до чеховской драматургией, но даже с предыдущими его пьесами. Автор, видимо, сначала затруднялся, определить жанр произведения, и только 2 сентября 1903 года он пишет Немировичу-Данченко: «Пьесу назову комедией». Чехов настаивал на том, что «Вишневый
То, что Раневская изображена симпатичной и обаятельной женщиной, было воспринято как сочувствие автора уходящему прошлому; в том, что рушились устои красивого дворянского быта, современники Чехова увидели тяжелую драму русской жизни.
Но автор придерживался другой точки зрения: своей пьесой он показал, что главные герои не трагичны, а смешны. Их личная драма
Особенность чеховского стиля заключается в том, что критику он сопровождает мягкой улыбкой все понимающего человека. Эта смесь иронии и сочувствия придает пьесе особый, мягкий, задушевный характер, который и позволил А. М. Горькому определить жанр пьес А. П. Чехова как лирические комедии.
Важное место в творчестве Чехова занимает тема красоты жизни. Она звучит в «Дяде Ване» и «Трех сестрах», ей отводится важное место в «Вишневом саде». Олицетворение красоты — цветущий вишневый сад.
К. С. Станиславский в воспоминаниях сообщает, что Чехов сначала хотел назвать пьесу «Вишневый сад», а потом изменил ударение на «вишневый». Это изменение акцента очень важно: вишневый сад нужен для коммерческой цели — продажи вишни. Так и смотрел на него Лопахин, говоря, что «вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». Раневская смотрит на сад только с эстетической точки зрения. «Если во всей губернии есть что-нибудь интересное,- даже замечательное, так это только наш вишневый сад».
Именно такой подход к вишневому саду как к красоте, уничтожаемой Лопахиными, дает. пьесе основное лирическое звучание. И в этом ключе очень важна мысль Чехова о превращении всей России в новый, еще более прекрасный сад. Эта мысль подтверждает открытую К. Марксом закономерность: красота прошлых веков, убиваемая капиталистическим царством «бессердечного чистогана», возродится и получит новое, более широкое значение в обществе будущего.
Предчувствие близкого обновления жизни придает пьесе бодрый, оптимистический тон.
Первая постановка «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года. Она совпала с днем рождения Антона Павловича Чехова, и коллектив Художественного театра решил устроить чествование автора. «Когда после третьего акта он, мертвенно — бледный и худой, стоя на авансцене, не мог унять кашля, пока его приветствовали с адресами и подарками, у нас болезненно сжалось сердце»,- вспоминал К. С. Станиславский.
Весной 1904 года болезнь Чехова резко обострилась. Прикованный к постели, он по-прежнему живо интересовался работой Художественного театра, делился с артистами замыслом новой пьесы. Но силы покидали его, тяжелая одышка не позволяла писателю двигаться.
По решению врачей он уезжает в Германию — на курорт Баденвейлер.
Чехов с необычайным мужеством переносил свою болезнь, никогда не жаловался и не раздражался. Умер он спокойно, при полном сознании. Даже за несколько часов. до смерти он рассмешил жену, придумывая юмористический рассказ: «Я сидела, прикорнувши на диване, после тревоги последних дней, и от души смеялась.
И в голову не могло прийти, что через несколько часов я буду стоять перед телом Чехова!» — вспоминает Ольга Леонардовна.
А. П. Чехов скончался в Баденвейлере 2 июля 1904 года. Тело его было перевезено в Россию. 9 июля писатель был похоронен в Москве на Ново девичьем кладбище. Смерть Чехова потрясла передовых людей России. «Чехов… один из лучших друзей России,- писал
А. М. Горький,-друг умный, беспристрастный, правдивый, — друг, любящий ее, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям, освещенным грустной улыбкой любящего сердца, по его рассказам, пропитанным глубоким знанием жизни, мудрым беспристрастием и состраданием к людям, не жалостью, а состраданием умного и чуткого человека, который все понимает».
Художественные образы, созданные Чеховым, с изумительной полнотой и точностью запечатлели облик России конца XIX века. Имена Беликова, унтера Приши-беева и многих других героев чеховских произведений стали нарицательными. Жалкими «человеками в футляре», стоящими далеко в стороне от жизни, которые считали себя социалистами, но боялись революции, принимали за демократию буржуазный парламентаризм.
С героиней чеховского рассказа «Душечка», легко менявшей свои взгляды, сравнивали меньшевика Потресова в заметке «Социал-демократическая душечка».
Творчество Чехова оказало громадное влияние на развитие всей мировой прогрессивной литературы. «Звездой первой величины» назвал его Бернард Шоу. К. С. Станиславский писал: «Чехов — неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы». Своим общечеловеческим содержанием, неукротимой ненавистью к пошлости и светлой верой в грядущее, непревзойденным совершенством формы и языка произведений Чехов бесконечно дорог и современному читателю, и зрителю.