Художественные достоинства романа «Герой нашего времени»

Познакомившись с композицией романа \»Герой нашего времени\» Михаила Юрьевича Лермонтова, мне хотелось бы Отметить художественные достоинства романа. Лермонтов использовал великое множество художественных средств и Приемов (оригинальную композицию, различные способы повествования и др.) в этом произведении. Одним из Способов раскрытия образов становится и пейзаж, не теряющий и романтических черт. У лермонтовского пейзажа Очень важная особенность: он тесно связан с переживаниями героев, выражает их чувства и настроения. События романа

разворачиваются на фоне кавказской природы — типичное место действия романтических Произведений русской литературы («Мцыри» Лермонтова, «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина).

С самого начала автор создает необычную, экзотическую и таинственную атмосферу.

В первой по хронологическому Порядку главе «Тамань» образ моря выступает как фон (постоянно слышен звук бьющихся о берег волн, герой Любуется прекрасными видами из окна). Романтической традицией является и изображение морской стихии, бури, Шторма; на какое-то время судьба самого главного героя оказывается во власти

водной бездны. Также немаловажную Роль играет образ луны: почти все пейзажи в главе — ночные, и даже образ девушки-контрабандистки дан почти Полностью в лунном свете.

Великолепными романтическими пейзажными зарисовками наполнена и глава «Бэла», первая по сюжетному порядку. Здесь Лермонтов проявляет себя как истинный художник и мастер слова: картины природы поражают своей живостью и Яркостью. Собственно, роман начинается с описания Койшаурской долины: «Со всех сторон горы неприступные, Красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, А там высоко-высоко золотая бахрома снегов…» Однако, природа может быть не только фоном, но и действующим лицом, влияющим на судьбы героев: например, Из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры.

Печорин в дневнике прямо говорит, что «воздух Кисловодска располагает к любви» и «здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука».

Именно во время бури Максим Максимыч рассказывает странствующему офицеру до конца историю про Бэлу. Непогода здесь является предпосылкой к появлению целой повести, а значит, имеет сюжетное значение. В произведении также сопоставляется состояние природы и душа человека.

Так, в сцене, когда Печорин, получив Записку от Веры с известием об их отъезде, пытается догнать ее, пейзаж дан в мрачных, безрадостных тонах. Лермонтов нагнетает тягостное впечатление эпитетами: туча «черная», «в ущелье стало темно и сыро», «Подкумок… ревел глухо и однообразно». Здесь природа отражает душевное состояние Печорина.

Если проследить дуэль, то Можно заметить, что сначала утро представляется Печорину «голубым и свежим», а во время самой дуэли он Замечает, что «между вершин уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока». После дуэли, увидев Изуродованный труп Грушницкого, Печорин пишет: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели». Природа Как бы изменяется вместе с настроением героя.

Таким образом, пейзаж в этой сцене более полно выражает Авторские идеи и замыслы. Пейзажные зарисовки в романе выполняют еще одну важную функцию: они готовят читателя к предстоящей сцене. Так, например, перед встречей с Верой в главе «Княжна Мери» описывается предгрозовой пейзаж: «воздух был Напоен электричеством».

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему скучной.

Пейзаж здесь помогает понять душевное Состояние героя. Вид звездного неба в повести «Фаталист» приводит Печорина к размышлениям о судьбе поколения, в которых он Называет его \»жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха\». Как мы видим, пейзажные зарисовки играют не последнюю роль в данном произведении.

Великолепное и мастерское Использование слова в создании пейзажных зарисовок, тщательно продуманное размещение описаний природы в Структуре романа — вот, что делает «Героя нашего времени» шедевром русской и мировой литературы.

Когда в 1840 году вышло первое отдельное издание «Героя нашего времени», Белинский отозвался о нем так: «Дьявольский талант!» Роман вызвал бурю споров и дискуссий об образе Печорина, его нравственности, Характерности или нехарактерности. Роман хвалили, ругали, сокращали и защищали, но никто не мог оспорить Совершенство художественной формы, литературной ценности произведения. И мне хотелось бы закончить свое Сочинение словами Маяковского: \»К нам Лермонтов сходит, презрев времена\».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Художественные достоинства романа «Герой нашего времени»