Художественное своеобразие поэмы Мцыри
Романтизм — литературное направление, особенностями которого является уход от действительности, которая осмысливалась писателями как страшная неприглядная картина, в фантастический мир. Характерной чертой романтических произведений является изображение авторами экзотической природы. В романтических произведениях герой противопоставлен обществу или не понят им. Для писателя-романтика главное — утвердить свою мечту и идеал, который бы противостоял действительности. Это направление в литературе характеризуется особой эстетической
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — романтическая.
«Мцыри» продолжает традицию пушкинских кавказских поэм. Но М. Ю. Лермонтов несколько изменил традиционную романтическую ситуацию. У Пушкина герои рвут связи с привычным миром и бегут в чужой, экзотический мир. Мцыри же, наоборот, в детстве был вырван из родной среды, и, совершив побег, пытается вернуться из чужого, насильственно навязанного, ненавистного мира в родной. М. Ю. Лермонтов воплотил в образе Мцыри мечту о сильном, гордом и свободном герое, для которого понятия «родина» и «свобода» равнозначны.
Важную роль в поэме играют картины природы, упоминания о ветре, буре, птицах. Природа родственна герою, зовет его на свободу. Этот зов становится непреодолимым: когда монахи, напуганные непогодой, «ниц лежали на земле», Мцыри «как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи. следил, Рукою молнию ловил. «. Пейзаж дан в восприятии героя и становится средством характеристики последнего.
В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. В 6-й главе поэт нарисовал романтический пейзаж, каждая деталь его необыкновенна:
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ;
Легко, не знаю почему.
В данном случае и характер героя, и обстановку действия нельзя назвать исключительными; они художественно правдивы и мотивированны. И эта правдивость и конкретность не умаляют романтичности поэмы.
В своей поэме М. Ю. Лермонтов создал образ героя, который не стремится уйти от действительности, а жаждет активного вмешательства в жизнь с целью ее изменения, стремится к борьбе. Мцыри — исключительный герой. На свободе он открывает в себе такие стороны, о которых, возможно, и сам не подозревал (битва с барсом).
Поэма написана в форме исповеди: Мцыри рассказывает старику-монаху о трех днях, которые «провел на свободе. Автор старается показать читателю не столько события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. И такая форма повествования позволяет автору сделать это. Старик безмолвно слушает беглеца, и это дает возможность читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.
В. Г. Белинский писал об образе Мцыри: «. что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности».
Необходимо отметить, что беглый монах в обществе того времени воспринимался отрицательно, так как символизировал человека, отказавшегося от служения Богу. Но образ Мцыри не вызывает негативных эмоций, ведь для него монастырь — это не символ веры, а символ неволи; он не отказывается от Бога, а бросает вызов против оков, наложенных на него обществом! Основная идея поэмы — утверждение необходимости свободы для человека и отрицание смирения и рабства. Мцыри — не разочарованный индивидуалист и вовсе не испытывает ненависти к людям, напротив, он стремится к тем, кого считает родным себе по духу.
Лермонтовский романтизм не был уходом от современности, а означал жажду ее изменения и являлся выражением передовых идеалов времени; сложившийся под воздействием лучших традиций романтического творчества А. С. Пушкина, Дж. Г. Байрона, К. Ф. Рылеева, он открыл новую страницу в истории мировой романтической литературы, оказав влияние на следующие поколения русских писателей и поэтов (в частности, на творчество М. Горького).