Художественное своеобразие «Гроза» Островский

1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века.

2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис

и крах героини.

3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагической развязки всего действия играет в пьесе особую роль. Он находит свое выражение и в предчувствиях самой Катерины (Тихону: «. быть беде, Тиша»; Борису: «Нет, мне не

Жить!») и в пророчествах сумасшедшей барыни, и в песне Кудряша, и в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что «убьет кого-нибудь».

4. Описание красоты русской природы еще более подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости

жизни и реальными событиями, происходящими на сцене.

5. Богатство символики в пьесе. Особую роль играет многозначный символ грозы. Для Кулигина гроза — «благодать»; для Катерины — возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что «застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами»); для Тихона — самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что «недели две никакой грозы» над ним не будет). Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом птицы. Изображение «гиены огненной» на стене в галерее символически предрекает для Катерины неизбежность расплаты. Можно говорить и о том, что в пьесе фигурирует целый символический образ — образ сумасшедшей барыни. Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет.

6. Использование в пьесе говорящих фамилий и особых «примет» героев. Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии. В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут «воин». «Примета» Бориса в том, что он «достался «Дикому «на жертву». Особенность Кабанихи заключается в желании действовать «под видом благочестия»: Кулигин о ней прямо говорит, что она «ханжа».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Художественное своеобразие «Гроза» Островский