Художественное сознание средневековья

Еще Г. Юнг начал разговор об отношениях аналитической психологии и поэтико-художественного творчества, посвятив этой проблеме целую главу под названием «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству» (Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 243-262) в книге «Архетип и символ». Он считает, что «искусство в своей художественной практике есть психологическая деятельность» (Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

С. 243). Упоминая учение Фрейда и его влияние на взгляды литературоведов, которые стали

искать истоки художественного произведения в личных переживаниях автора и в его детстве, Юнг отмечает, что хоть художественное творчество и переплетено с биографией автора, но все же находится выше этих переплетений, являет собой особый образ, творческое преображение обстоятельств.

В своей работе Юнг снова возвращается к понятию архетипа, но рассматривает его уже не только с точки зрения образов сновидений, но как образ, существующий в воображении любой творческой личности, который эта личность черпает из своего бессознательного. Архетип являет собой мифологический образ, накопленный в бессознательном многочисленными

поколениями и миллионами индивидуальных переживаний. И тайну воздействия искусства Юнг представляет именно как влияние архетипов на сознание, так как эти образы «пробуждают в нас голос более громкий, чем наш собственный» (Юнг К. Архетип и символ.

М.: Ренессанс, 1991. С. 284).А творческий процесс, по Юнгу, складывается как раз из «бессознательного одухотворения архетипа, из его развертывания (перевода на современный язык) и пластического оформления вплоть до завершенности произведения искусства» (Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. С. 261).

Толчком к созданию художественного произведения является неудовлетворенность художника окружающей его действительностью, от которой он бежит вглубь себя, в поисках ответа и находит его в одном из архетипов своего бессознательного, который компенсирует ущербность современного мира. И вид художественного произведения наиболее характеризует эпоху, в которую это произведение было рождено, так как оно послужило откликом на окружающую реальность.

Если подробно остановиться на исследовании категории художественного сознания, то можно заметить, что она отражает «историческое сознание той или иной эпохи, ее идеологические потребности и представления, отношения литературы и действительности, определяет совокупность принципов литературного творчества в их теоретическом (художественное самосознание в литературной теории) и практическом (художественное освоение мира в литературной практике) воплощениях», как утверждают авторы статьи «Категории поэтики в смене литературныхэпох» (Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. // Под ред. Аверинцев С. С. М.: Наследие, 1994. С. 3-38).

То есть, как считает С. С. Аверинцев, художественное сознание эпохи воплощается в ее поэтике, а смена типов художественного сознания дает направление движению поэтических форм, при этом границы между различными типами могут быть довольно размыты. Но все же некоторые четкие типы художественного сознания были выделены в коллективном труде «Историческая поэтика»:

1) архаический или мифопоэтический;

2) традиционалистский или нормативный;

3) индивидуально-творческий или исторический, то есть опирающийся на принцип историзма.

Мифопоэтические сознание выражало себя в трех видах текста: архаический фольклор, архаическая литература, традиционный фольклор. В это время создаются памятники мифологии, пишутся классические эпосы, развивается литература древнего Ближнего Востока. Традиционалистское художественное сознание царствовало в эпоху античности, средневековья и даже еще в начале нового времени.

Развивалось понятие литературной традиции, которая выражала себя в формировании теории поэтики, рождением многочисленных трактатов. Складывались регламентируемые литературные нормы. В дальнейшем литература подобного плана перетекла в литературу Возрождения, классицизма, барокко и др.

И, начиная с конца XVIII века, наступила эра индивидуально-творческого сознания, которое нашло себя в реализме, романтизме и последующих жанрах.

В общем смысле творчество — это процесс создания чего-либо нового, ранее не существовавшего, и главной его чертой является уникальность результата. С. Л. Рубинштейн в свое время определил творчество как «деятельность, созидающую нечто новое, оригинальное, которое входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т. д.» (Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004.

161 с.).

Чтобы творчество являло уникальный результат, необходимо обладать особым складом мышления — творческим. «Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи» (Г. Линдсей, К. С. Халл, Р. Ф. Томпсон Хрестоматия по общей психологии. /Психология мышления. М., 1981.

С. 149-152), то есть, выполнение творческого процесса.

Я. А. Пономарев выделял четыре этапа творческого процесса (Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1976. 304 с.):

1. Сознательная подготовка. Предпосылка интуитивного проблеска новой идеи;

2. Созревание, инкубация направляющей идеи;

3. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения в виде гипотезы, в виде принципа или замысла;

4. Развитие идеи, окончательное ее оформление.

Творческий процесс невозможен без особого творческого воображения. По Т. Рибо, такое воображение определяется единством трех компонентов: интеллектуального, эмоционального и бессознательного. Воображение — это способность разума к созданию образов, способ, позволяющий преобразовыватьбессознательное в образный формат.

Воображение может функционировать на различных уровнях. Выделяют следующие основные виды воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное, конкретное и абстрактное.

Активным воображением человек пользуется по собственному желанию, вызывает у себя нужные образы. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан именно с активным воображением: прежде чем записать текст, автор создает его в своем воображении.

Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение реже становится импульсом творческого процесса. Такие образы являются продуктом работы подсознания, но многие авторы признавали, что нередко обращаются к нему.

Примером пассивного воображения могут служить сновидения.

Все исследователи выделяли большое значение бессознательного в творческом процессе. Именно оно является посредником между расплывчатыми образами и четкими идеями. Некоторые даже исследовали различные способы, позволяющие размыть границу между бессознательным и сознаем. Как, например, употребление алкоголя и наркотиков, использование гипнотических трансов или же обращение к сновидениям, как к голосу бессознательного.

Ведь художественное произведение, как и сновидение, говорит на языке образов и символов. К тому же, если обратиться к психиатрическим исследованиям, творчество — это результат работы правого полушария мозга, которое отвечает за фантазии, образы. И именно правое полушарие работает во время сна. И как утверждал П. Флоренский: «художество есть оплотневшее сновидение» (Флоренский П. Иконостас.

Избранные труды по искусству Санкт-Петербург: Мифрил, русская книга; 1993.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Художественное сознание средневековья