Хронотоп в гомеровском эпосе

Абсолютного пространства и времени у Гомера нет. В гомеровском эпосе нет единого и однообразно текущего времени. Как показывает Б. Хельвиг, на первый план выступает событие, действие, на фоне которого только и начинают проясняться время и пространство. Все, что на какой-то срок отступает у Гомера из поля его зрения, как бы выходит из рамок мира, перестает существовать и развиваться во времени.

Но в то же время существуют как бы два пространственно-временных измерения: одно для людей, другое же — для богов. Пространство и время богов шире,

чем пространство и время остальных героев, и находится как бы в иной плоскости. Над ним в гомеровском эпосе возвышается еще сам поэт и его творческая воля, который, собственно говоря решает, как повернется повествование(с пространственно-временной точки зрения)

Делая мир своего повествования в высшей степени наглядным в пространственном и временном смысле, поэт фактически сам создает его, исходя в конечном счете не из логики времени и пространства, а из логики действия и требований его наиболее полного развития.

Отражение времени специфично, далеко от действительности, реальности. Это во многом связано с архаичностью

сознания. В поэмах два события одновременно происходить не могут — «закон хронологической несовместимости» — поединок Париса и Менелая. Самое стремление к концентрации действия приводит иногда к невыдержанности ситуаций. Так, сцены 3-й книги»Илиады» (единоборство Париса с Менелаем, смотр со стены) были бы гораздо уместнее в начале осады Трои, чем на десятый год войны, к которому приурочено действие «Илиады». В гомеровском повествовании часто удается обнаружить остатки более ранних стадий сюжета, не устраненные последующей переработкой; сказочные материалы, лежащие в основе «Одиссеи», подверглись, например, значительной переделке в целях смягчения. грубо-чудесных моментов, но от прежней формы сюжета сохранились следы, ощущаемые в контексте нынешней «Одиссеи» как «противоречия».

Гомер часто прибегает к приему ретрадации — задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений. Обрыв рассказа и переход к воспоминаниям (рубец Одиссея). Прием ретроспекции — более длительный, развернутый возврат в прошлое. Например, жезл Агамемнона перед речью войнов. Или копье Ахиллеса. Историческая удаленность.

Время создается за счет гиперболизации того, что совершают — прием, недоступный современному человеку. Детали древнего быта + засчет близости между героями и богами.

Мифология — совершенно определенная система со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов — история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста. Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Хронотоп в гомеровском эпосе