Хронотоп в гомеровском эпосе
Абсолютного пространства и времени у Гомера нет. В гомеровском эпосе нет единого и однообразно текущего времени. Как показывает Б. Хельвиг, на первый план выступает событие, действие, на фоне которого только и начинают проясняться время и пространство. Все, что на какой-то срок отступает у Гомера из поля его зрения, как бы выходит из рамок мира, перестает существовать и развиваться во времени.
Но в то же время существуют как бы два пространственно-временных измерения: одно для людей, другое же — для богов. Пространство и время богов шире,
Делая мир своего повествования в высшей степени наглядным в пространственном и временном смысле, поэт фактически сам создает его, исходя в конечном счете не из логики времени и пространства, а из логики действия и требований его наиболее полного развития.
Отражение времени специфично, далеко от действительности, реальности. Это во многом связано с архаичностью
Гомер часто прибегает к приему ретрадации — задержки действия в напряженный момент. Скопление сравнений. Обрыв рассказа и переход к воспоминаниям (рубец Одиссея). Прием ретроспекции — более длительный, развернутый возврат в прошлое. Например, жезл Агамемнона перед речью войнов. Или копье Ахиллеса. Историческая удаленность.
Время создается за счет гиперболизации того, что совершают — прием, недоступный современному человеку. Детали древнего быта + засчет близости между героями и богами.
Мифология — совершенно определенная система со своей спецификой восприятия времени. Цикличность. Воспоминание о прошлом как о борьбе индивидов — история мыслится органически, персонифицируется. Время не показывает возраста. Но психологизм не характерен. Закон божественного вмешательства.