Вывод “Пророка” Пушкина



Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для стихотворения А. С. Пушкина “Пророк” “нет прямого оригинала в Библии”. Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами.

Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: “Восстань, пророк, и виждь, и внемли”.

Хотя по признанию самого поэта в “Пророке” он перефразировал главу из Иезекииля.

В какой-то

момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия “глаголом жечь сердца людей”. Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом?

На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина “Пророк”.

Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь. Среди людей, сосланных в Сибирь и на

Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина.

Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.

Произведение было опубликовано только через 2 года после написания. А до этого оно ходило в списках.

Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.

Первая часть – состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.

Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это – духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно. Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание.

Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях. Затем ангел вырвал язык поэта и вложил “жало мудрыя змеи”. Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.

Третья часть начинается голосом Бога:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение написано четырех – и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,

В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –

    сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы); метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы); эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие); славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).

Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое – славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.

По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта. Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся “Пророк” представляет собой творческую программу поэта.

Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Вывод “Пророка” Пушкина