Высшая знать Петербурга

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» начинается с описания великосветского общества, собравшегося в салоне фрейлины Анны Павловны Шерер. Это «высшая знать Петербурга, люди самые разные по возрастам и характерам, но одинаковые по обществу, в каком все жили…».Здесь все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Эти люди рассуждают о родине, патриотизме, политике, в сущности не интересуясь этими понятиями. Их волнует лишь личное благополучие, карьера, спокойствие. Ключевой фигурой этого общества является князь Василий Курагин.

Считая

себя политическим деятелем, весомой фигу — рой, он занят только мыслями о том, как пристроить в Вену своего недалекого сына Ипполита, выгодно женить Анатоля и выдать замуж красавицу дочь. Князь Василий беспринципен. Он готов продать собственную дочь, боясь лишь прогадать в цене.

В погоне за наследством князь Курагин готов похитить завещание Безухова; нет такой низости, которую бы он не совершил ради выгоды. Порочность отца передалась и детям. До идиотизма глуп Ипполит. Развращен, нагл и циничен Анатоль. Он живет для того, чтобы удовлетворять свои желания.

Чувства других людей в расчет Анатолем

не принимаются. Так же хитра и развратна его сестра Элен. «Где вы, там разврат, зло»,- говорит ей Пьер, узнав характер своей жены. Столичному свету близка по «духу» и верхушка московского дворянства. Толстой показывает, что они мечтают о богатстве и карьере, чтобы достигнуть своей цели, эти люди способны на любую подлость и низость.

Борис Друбецкой, увлекаясь Наташей Ростовой, женится на богатой, немолодой Жю-ли Карагиной в надежде, что богатое приданое поможет ему достигнуть высокого положения. Полковник Берг — воплощение мещанского благоразумия, бездушия и недальновидности. Он стремится, чтобы дом его был «как у всех».

Накануне вступления французов в Москву, когда патриоты пытаются уехать, чтобы не остаться в городе, занятом врагом, Ростовы, бросив вещи, вывозят на своих подводах раненых защитников России, а Берг выгодно покупает «шифоньерку и туалет» и просит у графа Ростова лошадь, чтобы перевезти покупки. Князь Андрей этих людей называет «лакеями и идиотами». Писатель показывает, что в 1812 году решалась судьба России, многие люди жертвовали жизнями ради ее спасения, большинство же светского общества живет своими мелкими и корыстными интересами, стараясь из всего извлечь выгоду.

Не давая прямой оценки деятельности царя, Толстой в отдельных сценах романа показывает бездарность и недальновидность его политики. Но есть на страницах романа герои, благодаря которым Россия выстояла и прошла сквозь все испытания. Это Болконские и Ростовы, Безухов и многие десятки простых русских людей, беззаветно любивших и служивших России. О них писатель подробно и правдиво рассказал на страницах своего романа. Роман «Война и мир» — это правдивое и широкое полотно о жизни в первое двадцатилетие девятнадцатого векаВ романе «Война и мир» Толстой «со строгостью судьи и гражданина» вершит нравственный суд над высшим светом и бюрократической верхушкой самодержавной России.

Ценность человека, по мнению Толстого, определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. Нравственность, как считает писатель, — это умение почувствовать свое «я» как часть общечеловеческого «мы». И любимые герои Толстого просты и естественны, добры и сердечны, честны перед людьми и своей совестью.

Совсем иное отношение у писателя к высшему свету — «завистливому и душному для сердца вольного и пламенных страстей», по выражению Лермонтова. С первых страниц романа мы, читатели, попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со сливками этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед читателем предстает их духовное убожество, нравственная низость.

В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Все неестественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Все живое, будь то мысль или чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке.

Вот почему естественность и открытость в поведении Пьера так напугали Шерер. Здесь привыкли к «приличьем стянутым маскам», к маскараду. Князь Василий говорит лениво, как актер слова старой пьесы; сама хозяйка держится с искусственным энтузиазмом.

Пьер почув ствовал себя мальчиком в игрушечной лавке. Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой «веретена с разных сто



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Высшая знать Петербурга