Выразительные художественные средства в стихах Маяковского

Одним из активных образно-выразительных средств является метафора. Это троп, в котором одно явление представлено полностью уподобленным другому, чем-либо сходному с ним. Этот троп еще более, чем сравнение способствует усилению образной яркости воспроизводимого материала.

Метафора в ряде случаев создает целую, законченную картину. Очень глубока по содержанию законченная метафора Маяковского, определяющая мощь действие поэтического слова: » Я знаю силу слов, я знаю слов набат» В этой метафоре способность понимать народ подобна набату,

представлена как свойство самого поэтического слова.

Маяковский много и напряженно работал над выразительностью своего слова; широко использовал различные виды иносказательности. Многие исследователи его творчества отмечают именно метафоричность его поэзии Л. А. Смирнова пишет: » Метафоры и метонимии Маяковского прямо из легенды: » в норах листики всем еще мышаться», » скомкав фонарей одеяла», » Враждующий букет бульварных проституток», » трамвай с разбега взметнул зрачки». И все это » уложено» в пестрый, сбивчивый разговор улицы или монолог потрясенного ее наблюдателя»О.

Смола

отмечает необыкновенно яркие метафоры в поэме Маяковского » Облако в штанах»: «Сплошные губы», » сплошное сердце». » Они вмещают в себе и непомерно большую любовь поэта, и колоссальную амплитуду чувств — от скрипичной мягкости до громоподобных лавр, и космически громадную сферу воздействия этой любви, способный » разговаривать», кажется, немоту самой Вселенной, и, наконец, они выражают потребность поэта взять на себя всю полноту ответственности за нравственное состояние мира, избавив его от » грязи» искупленной жертвой».

Маяковский широко использует различные виды иносказательности. Бахтин отмечает: Метафора Маяковского построена не на нюансах, а на основных тонах… Маяковский работает грубыми тонами, но это не является недостатком метафоры. Маяковскому такая метафора идет.

Один из его любимых приемов — конкретизация отвлеченного, когда особенности явлений природы и даже отвлеченных понятий употребляются свойствами живого существа — т. е. олицетворение: » пляска нервов», » дождь обрыдал тротуары», в поэме » Облако в штанах».

«Всех пешеходов морда дождя обсосала» (там же), » рельс по мосту вызмеив, в гонку свою продолжали трамы» (В поэме » Хорошо»). «Качается в каменных аллеях полосатое лицо повешенной скуки, а у мчащихся рек на взмыленных шеях мосты заломили железные руки» ( «В. Маяковский»)

Переносные значения слов, как и прямые, у Маяковского постоянно гиперболируются. Используются сочетания не сочетаемого. Представляет он понятия и явления в виде живого существа, т. е. использует особый вид олицетворений — персонификацию: » родила старуха — время огромный криворотый мятеж»

«В. Маяковский») » улица корчится безъязакая — ей нечем кричать, разговаривать. (» Облако в штанах»)

Аллегория является законченным развитием метафоры в особое компазиционное настроение. Это такое воспроизведение жизни, в котором все изображение имеет не прямое, а переносное значение. К аллегорической системе высказывания, почти всегда развитый и построенный, приближается и пройденная или развернутая метафора. В развернутой метафоре слова считаются по их прямому значению, благодаря чему контекст, осмысленный в своем прямом значени,0 и имеет отдельные слова, вводимые в контекст, показывает, что мы имеем дела с речью переносного значения.

В сознании походит одновременно два вида понятий и представлений по прямому и переносному значению слов, между которыми устанавливается некая связь » Гиперболический метафоризм, связывающий личное с общечеловеческим, интимное с бытным, земное с небесным, природное с социальным и духовным, национальное со всемирно — историческим, настоящее с идеальным будущим — главная особенность поэтического стиля Маяковского».

«Не бывалей не было в истории Аннахе факта: Вечера Сквозь иней, Звеня в интернационале, Смольный Ринулся К рабочим в Берлине. И вдруг Увидели Деятели сыска — Все эти завсегдатые баров и опер — Триэтажный Призрак Со стороны Российской: Поднялся. Шагает по Европе…»

Здесь аллегория (революция — призрак) заимствована из первых строк Коммунистического манифеста: » Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Развернутая метафора путем развития лирической темы. Второй обширный класс тропов составляет метонимия.

В метонимии одно явление переносится на другое на в следствии сходства, в следствие их взаимообусловленности. Т. е. самые различные предметы и явления, обозначенные прямыми и переносными значениями находятся в причинной или в объективной связи. Разновидности метонимии чрезвычайно разнообразны.

К наиболее распространенным относится синекдоха, где используются отношения количественного характера: берется часть вместо целого или обратно, единственное число вместо множественного и т. п. Например, Маяковский описывая в поэме » Хорошо» штурм Зимнего дворца революционными матросами, солдатами, рабочими и крестьянами, говорит: » А в двери — бушлаты, шинели тулупы» а белогвардейцев заменяет на : » Врангель крупнокалиберными орудиями с Перекопа». Различие между метонимией и синекдохой условно, точной границы между ними нет. Цель метонимии всегда состоит в том, чтобы выделить основное, наиболее важное в данном случае и представить выделенное в яркой, предметно ощутимой форме.

Метонимия помогает не только выделить характер, но и создать определенное настроение.

В ремарке к трагедии » Владимир Маяковский» можно встретить » натянутое брюхо площади», В другой поэме » земля, ожиревшая, как любовница, которую вылюбил Ротшильд» Гипербола ирония, переходящая в сарказм помогают Маяковскому ярче, образнее представить лицо буржуазной толпы, мещанства и т. д. То, что он не принимал. Иронией называют особую разновидность тропа, выражающую насмешку. В иронии, в отличие от всех других тропов, перенос определяется тем, что предполагает смысл, прямо противоположенный буквальному значению слова.

Самым распространенным видом тропа является эпитет — художественное определение, которое дает яркое образное представление о сущности предмета или явление и оценке их писателем. Для литературы позднейшего времени характерен резко индивидуализированный эпитет, который создается только в данном произведении для обрисовки явления в его неповторимом своеобразии.

«Умишко хилый» — здесь окраска эпитета создает резко отрицательную характеристику персонажа. Эпитет опирается на все достижения в области использования словесно — изобразительных средств языка. Поэтому он может быть близок к сравнению и метафоре, гиперболе и иронии. Наиболее яркий эпитет у Маяковского получается при использовании неологизмов в сатирических эпитетах: «старья лирозвоны» , » молодые стрекозлы», «ченовноустые существа» , «мордоворотая плеяда» и т. д. Работая над словом, Маяковский использовал все многообразие средств для достижения образной выразительности. » Это поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения.

По средствам этих тропов он неожиданно вводил в текст целые глыбы казалось бы постороннего, в действительности же худо жественно необходимого материала» (Боявский).



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Выразительные художественные средства в стихах Маяковского