Выразительные средства в «Патетической сонате» Николая Кулиша

«Патетическая соната» во многом идейно следует из «Народного Малахия»: Илья, поэт, который называет себя «Я» — словно продолжение самого Малахия. «Проект немедленной реформы человека» превращается в поэтическую программу, чтобы «над миром замаяв флаг» вечной любви «. Основные идеи «Народного Малахия» прослиджу ються и в «Патетической сонате». Поэт напоминает почтальона. Ведущей темой становится «Патетическая соната» Бетховена, которая, собственно, и структурирует произведение. Содержание, кажется,

продиктовано настроением частей. Для литературного произведения заимствован само название «Патетической сонаты». Герои пьесы живут в одном доме, они все слушают в исполнении Марины произведение Бетховена, однако ассоциации у них совершенно разные. «Я» представляет любимую девушку, страсть нежную и романтическую, ее отец — безграничные украинские степи и героическое прошлое, а самой Марине мерещатся замки с российским и польским гербами.

Поэт переживает внутренний конфликт личного и общественного, именно здесь и кроется главная драма человека того времени. Марина выбирает не поэта-идеалиста, а человека

действия — Андре, ибо «поэзия не может стрелять из ружья» или «завоевать хоть километр территории», а «мечта не может заключать компромиссных соглашений с врагом». В этом случае почти сразу же и однозначно предоставлено преимущество общественном. «Я» долго колеблется, выбирая любовь, а не демонстрацию, но находясь постоянно во внутреннем конфликте, наконец тоже склоняется к общественным интересам. Изучая Кулишева «Патетическую сонату», достаточно легко провести параллели с «Я (Романтика)» Николая Хвылевого, где события происходят примерно в одно время и конфликт тот же: общественное — личное. «Я» казнит свою мать. В «Патетической сонате» М. Кулиш прибегает к приему неразрывной сочетание музыки с литературой. Надо сказать, что в то время синтез искусств был достаточно популярным среди украинских художников, стремившихся создать новое искусство, которое отвечало бы требованиям эпохи. Здесь следует вспомнить «поезомалярство С. Семенко», «кларнетизм» и бодлеривську полифоничность у П. Тычины. Мажорный или лирический тон часто меняется на трагической и глубоко отчаянный.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Выразительные средства в «Патетической сонате» Николая Кулиша