Всепрощающая любовь Сони
Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона «страдание принять» . Он признается в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. «Их воскресила любовь…» Разрушив «стройную» теорию Раскольникова, его «простую арифметику»,
Писатель считал, что «есть один закон — закон нравственный».
Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком «необыкновенным».
Поэтому Раскольников делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих».
Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям — эту «правду» Федор Михайлович воплотил в Соне.
Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои — «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды»,- говорит Свидригайлов Родиону, подчеркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца.
Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечеству.
Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.
Не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу.
Деньги — спасение для обездоленных людей, считает Раскольников.
Роман «Преступление и наказание» был задуман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными личностями»,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других — автор и его герой отвечают по-разному.
Раскольников считает, что возможно, так как это «простая арифметика».