Времена года в поэзии Пушкина

Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.

В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описы­вался в основном политически, с характерными условными образа­ми. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пей­заж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.

Например, в стихотворении «Деревня» идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросве­щенных помещиков. В стихотворении

«Погасло дневное светило. » морская стихия — символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушки­на — «К морю» символизирует романтическое направление в лите­ратуре и в образе мыслей, от следования которому поэт отказыва­ется.

Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описа­нии пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.

Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихо­творении «Осень». Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэ­зии

Пушкина, посвященной разным временам года.

Попробуем «расшифровать» мотивы стихотворения «Осень» с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа «Евгений Онегин».

Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лири­ческому герою стихотворения «Осень» скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении «Весна, весна, пора любви. «, где на лирического героя весна «наводит скуку», томле­нье и «томное волненье». Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: «весной я болен» («Осень») и «тяжко мне» («Весна, весна, пора любви. «).

В седьмой главе «Евгения Онегина» в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихо­творениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение «Весна, весна, пора любви. «. То, что «синея блещут небеса» и природа «улыбкой ясной» встречает весну, в по­вествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг «ли­кует и блестит», но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирическогогероя, «мертвую давно», не оказывает такого чудотворного воздей­ствия. Подобно этому весна «живит» Евгения Онегина, но не при­носит ему ничего, кроме страданий.

Вернемся к стихотворению «Осень». На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за «зной, да пыль», за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в «Евгении Онегине» мысль о краткости этой поры: «лето быстрое летит» (глава седьмая, строфа XXIX) — «мелькнет и нет» (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.

В «Осени» есть фраза, что лирический герой зимой «более дово­лен», чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу:снега, «зимних праздников блестящие тревоги», катание на конь­ках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэти­ческих текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении «Бесы»: путник заблудил­ся «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лири­ческому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, «невидимкою» скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в сти­хотворении «Зимнее утро» описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера «вьюга злилась, на мутном небе мгла носи­лась», то сегодня «мороз и солнце; день чудесный», и снег лежит «великолепными коврами». После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рас­сказывают еще два стихотворения Пушкина: «Зимняя дорога» и «В поле чистом. «. Оба текста проникнуты одним и тем же настроени­ем, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах:»пробирается луна», «льет печально свет она», «отуманен лунный лик» («Зимняя дорога») и «светит месяц» («В поле чистом. «). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произ­ведений. В стихотворении «Зимняя дорога» написано: «тройка бор­зая бежит», и в тексте «В поле чистом. » — аналогично: «тройка мчится». В стихотворении «В поле чистом. » Пушкин с восхище­нием описывает «снег волнистый и рябой», который в пятой главе «Евгения Онегина» (I строфа) был назван автором «зимы блиста­тельным ковром».

Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении «Осень», звучит и в «Евгении Онегине». «Мгла кре­щенских вечеров» (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.

Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения «Зима» заметил: «мед­ленно глотаю скуки яд». О занятиях, которые могут помочь разве­ять тоску, Пушкин говорит в стихотворении «Зима» и в пятой главе, строфе XLIII «Евгения Онегина». Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить «чашку чая», «возиться со ста­рыми журналами соседа» («Евгений Онегин») или проверять «рас­ход» («Зима»), кататься на коньках, сесть «на коня» («Зима») и «скакать верхом» («Евгений Онегин») и, наконец, читать. В стихотворении «Зима» Пушкин дополняет этот список «разговором», «встречами» с приятными людьми.

Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток:она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворе­ния «Зима» замечает: «теряю все права над рифмой». Осенью же, наоборот, в душе поэта «пробуждается поэзия». Этому творческому подъему способствует «прощальная краса» (стихотворение «Осень») увядающей природы. Действительно, осенью «краса тихая» («Осень») окружает поэта, а «служенье муз не терпит суеты» («19 октября»).

Осенняя природа напоминает Пушкину «чахоточную деву» («Осень»), она «трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана» (седьмая глава, строфа XXIX «Евгения Онегина»). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении «19 октября» есть строчки о том, как лес роняет «багряный свой убор», а в седьмой главе «Ев­гения Онегина» употреблен эпитет «осень золотая».

Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.

Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с опреде­ленным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Времена года в поэзии Пушкина