Воспитание как деятельность направленная на достижение целей образования
Воспитание как вид педагогической деятельности (воспитательная работа) — это целенаправленная деятельность профессионального педагога по включению воспитанников в деловое и межличностное общение, игру, учебную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений, способствующие формированию ценностного отношения к окружающей действительности. Воспитательная работа выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; способствует самореализации человека, достижению им общественного идеала.
Воспитательная
Главная задача педагога при организации воспитательного взаимодействия с воспитанниками состоит в создании благоприятных условий для интериоризации школьниками образцов деятельности и
При определении целей воспитания опираются на идеал человека, соответствующего требованиям современного ему общества. Цель определяет и содержание, и формы, и методы воспитания, она выступает как идеальный образ будущего (человека, группы людей, общества, человечества).
Цель воспитания состоит в создании условий для разностороннего, гармоничного развития личности воспитанника. Разностороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, неформальную деятельность свободного общения. Гармоничное развитие предполагает сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты), гармонию в развитии и стимулировании здорового образа жизни; это гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер (сторон) формирующегося отношения к миру — сознания, эмоций, поведения.
Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, отражен в Концепции модернизации российского образования и в Государственной программе патриотического воспитания граждан России.
В процессе постановки, формулирования педагогом задач воспитательной работы со школьниками определяющую роль играют результаты психолого-педагогической диагностики. Педагог должен владеть различными методиками изучения личности, уметь правильно интерпретировать получаемые результаты, формулировать конкретные задачи воспитания для каждого воспитанника и для всего класса, конструировать из них программы изучения личности и коллектива.
Обучение и воспитание — два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса. Они имеют различные задачи, но при этом неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации.
Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично вписываться в деятельность учителя, преподавателя (обучение носит воспитывающий характер).
Движущей силой процесса воспитания является разрешение противоречий:
— между новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;
— между неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни;
— между активной, деятельностной природой ребенка, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.
В основу воспитания обязательно должно быть положено стимулирование стремления ребенка к самосовершенствованию на основе самовоспитания.
Самовоспитание — это сознательная деятельность человека, направленная на возможно полную реализацию себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов, оно связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, отражающей реальные способности человека, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием и по мере взросления человека может стать доминирующим фактором формирования просоциальной личности. Компонентами самовоспитания выступают самопознание, самооценка и самоконтроль.
Приемами самовоспитания могут быть самоприказ, самоободрение, самовнушение, самопоощрение, самонаказание, самоотчет. В этот период можно всерьез говорить о составлении программы самовоспитания, об индивидуальной траектории профессионального определения и становления.
Чем выше степень осознанности индивидом своих достоинств и недостатков, тем более значимым для него становится самовоспитание, которое в перспективе может составить основу для достойной самореализации личности в обществе.
Разновидностью воспитательной работы является перевоспитание — переориентация поведения ребенка с девиантного (отклоняющегося от нормы) на адекватное требованиям общества, выражающееся в нейтрализации и устранении отрицательных и в формировании и развитии положительных качеств личности.
Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится разрушать сложившуюся систему неадекватных нормальному обществу взглядов, установок, приоритетов, привычек и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для перевоспитуемых. Степень сложности процесса перевоспитания напрямую зависит от возраста ребенка, а значит, от степени сформированности асоциальных или антисоциальных стереотипов поведения.
Криминальные наклонности, аморальное поведение и привычки приобретаются ребенком достаточно быстро в условиях действия негативных факторов (антиобщественный образ жизни членов семьи, окружающего социума, антивоспитательный характер значительного количества, если не большинства, телевизионных передач и газетных публикаций, пропагандирующих все без исключения пороки человеческой жизни). Детей, подлежащих перевоспитанию, в быту называют «трудными», в учительской среде — «педагогически запущенными», что более правильно.
Перевоспитание может дать положительные результаты только в том случае, если у взрослеющего человека появляется сильное желание, устойчивая потребность в самоисправлении, если он начинает осознавать необходимость в изменении образа жизни, привычек, поведения и у него есть образец для подражания (идеал).