Воображение для вовлечения в образную систему сказки
Общий смысл эпизода лежит, как говорят, на поверхности — ясно, что Гомер воспевает превосходство ума над грубой физической силой и наивным неразвитым сознанием, прославляет победу смелых и стойких над звериной жестокостью людоедов. Но если уроки сведутся только к этому правильному выводу, грош им будет цена, ибо эта правильность невольно оборачивается сухим назиданием, а оно, как нам известно, ненавистно детям, Не лучше ли превратить этот воспитательный момент в увлекательную игру, которую я назвал бы «Алгоритм спасения». Иные сразу
Да мы сами не знаем никаких алгоритмов. Хорошо, а если вы работаете в школе с математическим уклоном, если есть компьютерный класс или, наконец, в обычном классе имеются ученики, увлеченные математикой, тогда-то уж все отговорки отпадут. Ведь сложное понятие алгоритма можно толковать по-разному.
Нам важно понять, что оно не есть лишь некая абстрактная величина, оно зримо воплощается и в построении сказки, поэмы, романа, да и в самой жизни.
В нашем случае мы можем понимать его как совокупность расположенных в определенном порядке правил действий, ведущих к определенной
Почему Одиссей отвергает этот, казалось бы, кратчайший способ? Потому что он ведет в тупик. Что же остается? Надо решить сложную задачу, выработать алгоритм спасения от врага так, чтобы живой противник, сам того не подозревая, помог нам спастись. Что для этого нужно?
Надо предусмотреть наперед несколько ходов, учитывая каждый раз наиболее вероятную реакцию противника на наш ход. Это похоже на шахматную задачу. Если в классе есть шахматисты, пусть они составят этот алгоритм в своих терминах. Если дети никак не поймут сути дела, учитель сам демонстрирует им, как можно определить первый ход героя. Самое трудное здесь — разъяснить детям, что они должны конкретные действия Одиссея поднять до уровня обобщающих формулировок (в алгебре это аналогично более высокой степени абстрагирования — от чисел к буквенным обозначениям).
Итак, что же замыслил хитроумный Одиссей? Из дубины циклопа он с товарищами изготовляет острый кол.
Как обобщить это его действие? Давайте вместе подумаем. Дубина была чья, циклопа? Конечно.
Теперь она припрятана и заострена нашим героем. Могла она стать оружием в руках великана? Вполне. Значит, она была оружием врага, а теперь стала оружием героя. Следовательно, каков первый шаг в борьбе против сильного противника?
Обернуть оружие врага против самого врага! Вот он, первый и, может быть, важнейший шаг нашего алгоритма. А далее игра идет несколько легче. Второй шаг — ввести врага в заблуждение относительно «наших», по возможности оглупить его. Тут пригодится и вино — вот она, мудрая запасливость Одиссея! — и обман с именем, «Никто».
Затем самые опасные ходы — полное ослепление врага и бегство из его логова с помощью опять-таки имущества противника и благодаря ловкой маскировке.
А затем, когда алгоритм составлен, преподаватель может обернуть его из мира мифологии в реальную действительность. Могут ли на самом деле спастись люди с помощью этих выдумок царя Одиссея? Дети догадаются, что, конечно же, это вполне реально. Ведь они недавно читали «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, они знают, что в мучительных, совершенно невыносимых условиях человек, если он мобилизует свою волю, силы, знания, может выжить.
Стоит лишь подсказать им, что эпизод в пещере циклопа лучше сопоставить с каким-нибудь случаем побега наших пленных из вражеского заключения.