Военная тема в произведениях Васильева и Быкова
Война — тяжелое испытание как физической стойкости, так и силы духа. Трудно среди бед, лишений, смертей выстоять и не потерять человеческое достоинство, не сломаться, сохранить чуткое сердце и веру в будущее, в победу. Военная проза долгое время остается ведущей в русской литературе. Она становится многоплановой. Кроме главной темы, долгое время занимающей писателей военной поры — защита Родины, появляется тема человека на войне, предательства на войне, военного детства, партизанских отрядов.
Появляются произведения о судьбах на войне
Каждый писатель по-своему, но осторожно и мудро раскрывает боль человеческой души, обожженной войной. Обе повести невелики по объему, но авторы держат читателя в постоянном напряжении, рассказывая о судьбе простых, незаметных людей, обнажая их чуткую душу.
Тема
Ненависть к врагам, желание отомстить за своих боевых подруг, ощущение себя «последним защитником» России помогают Васкову выстоять и победить. В этой борьбе им руководило то чувство человечности, которое заставляет сражаться со злом: ведь фашисты преступили законы человеческие и оказались сами вне всяких законов. И то, что они заставляют воевать женщин, будущих матерей, в которых природой заложена ненависть к убийству, Васков тоже добавил к числу преступлений, совершенных немцами.
Тяжело переживает старшина гибель девушек, его душа не может с этим примириться. Он думает о том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью оженили?».
Болит у Васкова сердце за то, что «положил» всех пятерых девчат. «А за что? за десяток фрицев?». И в скорби этого простого солдата самый высший человеческий гуманизм.
Василь Быков рассказывает об ином проявлении гуманизма. На первый взгляд поступок его героя — Алеся Ивановича — кажется безрассудным, но на самом деле в нем проявляются редчайшие человечность и мужество.
Жизнь белорусского учителя Алеся Ивановича Мороза была посвящена воспитанию в учениках справедливости и любви к людям. Даже когда немцы заняли село, где была школа, он не прекратил работать. Мороз говорил: «Я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы теперь их расчеловечили.
Я за них еще поборюсь».
Шестеро его учеников хотели совершить диверсию, но были схвачены немцами, им грозил расстрел. Алесь Иванович решил идти к ним. Он знал, что его ждет верная смерть, но не мог оставить ребят одних в трудную минуту. Он должен был приободрить их перед смертью, помочь им выстоять до конца, не дать повода фашистам посмеяться над их слабостью. Этот подвиг друг Мороза оценивает так: «Он сделал больше, чем если бы убил сто немцев.
Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно».
Плоды человеколюбия не пропали даром: чудом спасшийся Коля Миклашевич стал учителем и продолжил дело Алеся Ивановича.
Более всего меня потрясла повесть Васильева. Простота, правдивость, умение заглянуть в душу героя, передать его настроение через детали внешнего мира, глубина поставленных вопросов — вот что подкупает в ней. Но и повесть Быкова глубоко взволновала меня, и причиной тому не только талант автора. Чувствуется, что эти писатели — очевидцы событий. Иначе трудно достичь такой правдивости и выразительности в повествовании.
Произведения о войне со временем не теряют своей актуальности, проблемы, затронутые в них, и по сей день продолжают волновать души читателя, заставляют критически осмысливать свои поступки, свое предназначение в жизни.