Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов



Писатель, творчество которого послужило причиной развития нового направления в украинской литературе, слава которого гремела на родной земле почти три десятилетия, был грубо, безжалостно выброшен из наследия национальной культуры, его произведения изъяты из библиотек, а на его имя было наложено табу. И, наконец, наступило время, когда можно и говорить о В. Винниченко, и читать его произведения, и глубоко изучать его жизнь и творчество. Вынужденная эмиграция сожалением, тоской отозвались в сердце писателя, но была чрезвычайно плодотворной,

творческой. Винниченко оставил нам огромное наследие: повести, рассказы, драматические произведения, дневники, письма. В украинскую литературу ворвался яркий метеорит, бунтовой дух революционера в жизни и в литературе.

Он видел и воспринимал жизнь во всей полноте ее разногласий, сам переживал много драматических ситуаций, которые отобразил в своих произведениях эмоционально, остро, со всей полнотой самовыражения своих героев. Винниченко-драматург – это свыше двадцати пьес.

Его пьесы интригующие, захватывали и бесили. От первой пьесы “Дисгармония” и до последней “Пророк”, которая совсем недавно

возвратилась в Украину, так как хранилась в личном архиве писателя в США, драматург старался ускорить выход украинского театра на европейскую арену.

Драма “Пророк” написана в 1930 году. Уже само название произведения свидетельствует о его принадлежности к “пророческой” драме, представленной в украинской и мировой литературе произведениями Леси Украинки “Кассандра”, “Руфин и Присцилла”, М. Кулиш “Народный Малахий”, “Маклена Граса”. В своей драме В. Винниченко обратился к теме человеческой личности, что взяла на себя неосуществимые задача изменить мир.

Во времена моральных и социальных катаклизмов в обществе непременно возникает интерес к исключительным личностям, которые владеют неестественными способностями. Вспомним “распутинщину”, а в наше время, “ивановцев”, “кривоноговцев”, “муновцев”. Так и главный герой драмы Амар – неординарный человек, который навеял на массы общественный психоз, решил взять на себя сложную роль новоявленного Мессии – духовного, нравственного и физического врача усталого человечества.

Амар действительно владеет необыкновенными, недоступными человечеству возможностями: мог сдвинуть силой энергетической мысли скалу, остановить машины, снять электрический ток на смертном кресле, оставаясь при этом живым и неповрежденным.

Заявив о себе как о посланце Бога, Амар проповедует среди людей любовь и братство, обещает соединить разбитую распрями и неурядицами человеческую семью, возвратить ей “утерянный рай”. Выступления пророка, которые напоминают проповеди Христа, его помыслы и слова вполне искренние: “. радуйтесь, говорю вам, брать мои! Утрите слезы и пусть радость зажигает в глазах и на устах ваших.

Не для слез я пришел, а для радости и счастья. Пусть же радость будет с вами! “

Но Амар не учел, в какое общество он попал – оно проникнуто корыстолюбием и ложью, где заповедями жизни, по выражению скучающей красавицы – Богачки Кэт, является “бессердечие” и “сребролюбие”. Да и правда у каждого своя. Необычные способности, проповеди любви и мира не дали сами по себе ни возможностей, ни права Амару сравниться с Богом. Многие трактуют чудеса пророка как проявления сатанинских сил. А генерал Райт прекрасно осознает наивность иллюзий в равенство, в обещанный мир, который ему может дать амарьянская вера.

Райт ни капельки не сомневается в человеческом, а не божественном назначении Амара: “Ты сам не знаешь, что ты делаешь. Ты не знаешь, что, проявляя любовь к одним, ты демонстрируешь вражду к другим. Ты не знаешь, что у нас, что для одних добро, то для других – зло.

Ты спустись со своего трона и посмотри, что творится в стране, где ты учишь любви. Все в горячке, все в замешательстве. “

Можно жить, а можно существовать, Можно думать – можно повторять. И не могут душу согревать Те, что не пылают, не горят! Люди все по-своему уперты: Родившись, умирает каждый.

А живут века после смерти Те, что делают то, чего “нельзя”. В. Симоненко

Драматург показал трагизм человека, который осмелился взять на себя роль наместника Бога на земле, миссию перекройки упроченных общественных норм жизни. Амар, хоть и неординарный человек, но временами он и злится, и выражает свои амбиции, в конце концов, платонические страсти ему тоже не безразличны. Именно взаимоотношения с Кэт развеивает миф о божественном назначении Амара: телесное взяло верх, потерял свои необычные способности, осознание того, что народ обманут им, ослепленный верой в него как в Мессию.

Нечего ему здесь, на земле, делать, он растворился в людях, а чтобы все же потом не сомневались, что он пророк, Амару необходимо исчезнуть, сотворить видимость Вознесения пророка, тело которого разорвется на куски, в небо.

Так вот, пророк, который “растворившись в людях, – перестает быть пророком”, оставляет человеческую правду – ту правду, которая одним удерживает власть, блага, роскоши, других утех: “не существует одной для всех правды, единственного добра, единственного зла, – есть извечная борьба Бога с Дьяволом “.

Пьеса “Пророк”, написанная в период назревающих общественно-моральных катаклизмов, – это своеобразная драма-притча о блуждании человека в лабиринтах земного бытия, о его трагических ошибках в духовно-нравственном выборе, в поисках социально-этической гармонии, общественных и моральных идеалов. Это и исповедь самого автора в собственном мучительном познании истины. Драма “Пророк” – это свидетельство о достижении великим мастером вершины мирового модернизма в жанре социально-психологической, политической драматургии.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Винниченко аналитик человеческих характеров и живых образов
?