Величайшие достижения эпохи просвещения



18 век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. 18 век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие.

Представители Просвещения

в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия. Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в “просвещении умов”. Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству.

Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам. Философия в эпоху просвещения развивалась в довольно благоприятных условиях. Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия “естественного состояния”, “естественного права”, “природы человека”, “общественного договора”, разума, прогресса, “светлого будущего” и т. д. Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с “естественного состояния”, покоившегося на “естественном праве”, которое в свою очередь соответствовало “природе человека”.

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и го неотъемлемыми, неотчужденными правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком.

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали “золотым веком”, поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми. В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не воле Бога, а в результате сознательного соглашения, “общественного договора” между людьми.

Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации. По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами.

Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в “золотой век”, невозможен. Поэтому предполагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в “светлое будущее”, в “лучезарное завтра” – говоря словами французских просветителей, – в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство, Справедливость и т. д. Примечательно, что лидеры Великой Французской революции объявили 1793 г. первым годом “новой эры”.

На пути к “светлому будущего” просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качества основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности. Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, “государя-монарха”, “мудреца на троне”, который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков.

Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества

Просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего. Вывод. Вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей.

Философия 18 века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Просветители отрицали феодальным строй и стояли за права человека: свободу личности, слова, совести, равенство перед законом, право на борьбу против угнетения, а также за неприкосновенность частной собственности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Величайшие достижения эпохи просвещения