В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи
«Тихий Дон» — удивительный роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем писатель стремился к размышлениям над жгучими вопросами огромной общественной значимости, о связи отдельной человеческой жизни с исторической судьбой народа, о свободе выбора, об обстоятельствах, определяющих трагические конфликты, драматические исходы. «Тихий Дон» — книга не только о нашей революции, о годах Гражданской войны, но и, на мой взгляд, рассказ о драме семьи Мелеховых, повесть о трагической любви Григория, Натальи и Аксиньи. Отношения этих людей —
Аксинья — замужняя женщина, которая впервые и на всю жизнь полюбила Григория. Но против их любви было все: и нравы общества, и жестокая мораль патриархального быта. Наталья, жена Мелехова, отдавшая все свое чувство мужу, не встретила взаимности и вскоре с ужасом поняла, что Григорий тянется к другой. Наталья предстает перед читателем истинно русской женщиной. Она полюбила Григория с первого взгляда, и как ни противились близкие их браку, девушка настояла на своем: «Люб мне Гришка,
Шолохов считал, что материнство — самое прекрасное и доброе в человеке. Оно облагораживает, украшает женщину. Наталья-мать приобретает одухотворенную красоту, она возвышена и прекрасна. Нелюбимая Григорием сначала, отвергнутая мужем, она, став матерью, постепенно завоевывает любовь Мелехова. Во время короткой встречи перед разлукой, Григорий присел рядом с Натальей: » …Сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Она всегда носила высокие воротнички, чтобы скрыть… шрам, некогда обезобразивший шею. Все это из-за него… Могучая волна нежности защемила сердце Григория». Шолохов, на мой взгляд, выделяет во внешнем облике Натальи следы болезни, ранения для того, чтобы ярче была видна внутренняя красота женщины, ее безграничная и жертвенная любовь матери.
Аксинья — женщина совсем иного склада и мироощущения. В романе постоянно можно встретить определение «гордая», которое ярче всего характеризует героиню. Гордость выражает постоянную готовность Аксиньи отстаивать свое человеческое достоинство, жизненную стойкость. Осознание себя как человека сильного определяет ее искренность и прямоту. «Ну, люб мне Гришка, — с вызовом говорит Аксинья Пантелею Прокофьевичу. — Ну? Вдаришь, что ль. Мужу пропишешь. Гришка мой! Мой!» Любовь Аксиньи настолько сильна, что она готова пойти на многое и вынести все. Вынесла женщина и бессердечный отказ Мелехова покинуть с ней хутор, и смертные побои мужа, насмешки и позор — все вытерпела.
Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всепоглощающем чувстве — любви к Григорию. И это, в конечном счете, привело женщину в суровых условиях Гражданской войны к трагической гибели. Да, судьба влюбленных сложилась трагично. Но, на мой взгляд, это была самая открытая, искренняя и нежная любовь двух людей друг к другу, какую только можно себе представить. Ощущение своей слитности с любимым — ощущение совершенно фантастическое. Только во взлетах сильной любви бывает состояние, когда разные «я» как бы сливаются друг с другом, — будто токи любви смыкают между собой две разомкнутые души, будто между любящими перекидываются невидимые мостики, и ощущения одного перетекают в другого, становятся общими. Забота о себе как бы переходит в другого человека, его интересы, радости и проблемы становятся вдруг твоими.
Михаил Шолохов рисует картину жизни народа в эпоху революции, которая заставляла людей быть настоящими, истинные черты характеров людей, по мнению Шолохова, могут проявляться в исключительных ситуациях, и именно война является такой ситуацией. Автор показывает Наталью и Аксинью, не отрывая их от реальной действительности. Обе женщины безгранично любят и любимы, каждая по-своему. Однако любовь эта — разная. Наталья эгоистична в своем чувстве, она больше думает о себе, о своих страданиях, не в силах понять трагедию, которую переживает Григорий Мелехов, не может пожалеть и хотя бы этим помочь мужу.
На откровения Григория она грубо и жестоко отвечает: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь. Все вы такие-то». Аксинья же готова прощать все Григорию и идти с ним куда угодно: «Хучь под скотину, я с тобой, Гриша…Лишь бы с тобой…». Трагизм отношений Мелехова, Аксиньи и Натальи, на мой взгляд, заключается в том, что счастье этих людей в любви так и не стало возможным. Трагична смерть любящей Натальи и не менее трагична смерть Аксиньи, которые до последнего вздоха думали о любимом человеке. Жизнь в той политической обстановке, которая царила в стране, не дала этим людям покоя в любви, они не достигли истинного счастья, хотя стремились к нему всей душой.