В чем отличие идеалов от идолов

Идеал и идол — как схожи по звучанию эти слова! Но какие разные, даже в чем-то противоположные по значению. Насколько велико созидательное влияние идеалов, настолько же губительно влияние идолов.

Идеал (в переводе с греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало

людям выжить в безвыходных, казалось бы, ситуациях.

Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Не случайно Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «. ставит себе существенно содержательные цели и. твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность

потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них». Если у человека нет высокой цели, он ничего не делает, ни к чему не стремится, и вся его жизнь превращается в бессмысленное и бесполезное существование.

Совсем другое содержание несет в себе понятие идол (в переводе с греческого — образ, подобие). Идолом называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся идолам не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. К сожалению, и в настоящее время существуют идолы, или кумиры, которые заполоняют разум человека, подчиняют его себе. Ими зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. И люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться, «поцеловать плечико». На концертах звезд такие фанаты устаивают драки «не на жизнь, а на смерть», стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Честно говоря, я считаю, что фанаты в таком понимании и проявлении — это люди ущербные в чем-то, не получившие возможности или не нашедшие способа реализоваться сами. Полноценный человек, личность, старается достичь в жизни чего-то сам, такой человек постоянно самосовершенствуется, если у него остается достаточно свободного времени, он находит себе занятие по душе, увлечение, хобби. А у фанатов, которые слепо следуют за своим «идолом», живут по его распорядку, его заботами и радостями, просто нет ничего своего, и это, по-моему, достойно глубокого сожаления.

Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то идол — это болезнь, «поражающая разум и приводящая к деградации». Стараясь достичь идеала, мы познаем окружающий мир, стараемся больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же мы подчинены влиянию идолов, то не развиваем себя, а лишь слепо следуем за своим божеством, совершая бездумные автоматические действия.

Однако идолом может стать не только божество, человек, предмет, но и навязчивая идея — цель, пусть и неосознанная. Парализуя волю и характер человека, она заставляет его соблюдать ритуалы, запреты, предписания, постепенно превращая в бездумное существо, которое не видит и не сознает ничего, кроме своего идола и всего, что с ним связано, в суеверии обожествляя и боясь его. «Суеверие ослабляет, оглупляет, — писал Э. Золя, — относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья?» Я полностью согласна с таким мнением.

Подводя итог, можно образно сказать, что идеал, это — свет, а идол — тьма. И, размышляя над вопросом, чем же они отличаются, становится очевидно, что они различны как день и ночь, как небо и земля, как белое и черное. Стремление к идеалам должно всячески поощряться, тогда как сотворение кумиров, на мой взгляд, необходимо пресекать, с этим явлением надо вести активную борьбу. И, как сказал когда-то восточный философ Сюнь-цзы, «чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходства и различия с тем, чтобы не допускать ошибок. «



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение В чем отличие идеалов от идолов