В чем отличие идеалов от идолов
Идеал и идол — как схожи по звучанию эти слова! Но какие разные, даже в чем-то противоположные по значению. Насколько велико созидательное влияние идеалов, настолько же губительно влияние идолов.
Идеал (в переводе с греческого — идеальный образ, идея) определяет способ мыслей человека, его действия, пробуждает стремление к лучшему, к совершенству. Человек ставит перед собой цель и старается ее достичь, при этом тренируется его воля, закаляется характер. Наличие идеала, как твердой веры в правду, справедливость, добро, нередко помогало
Идеал — это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия «прекрасное». Не случайно Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося, преодолевающего противоречия, свои «отчужденные» состояния. Осуществление идеалов человечества он связывал с установлением «царства прекрасной индивидуальности». Человеком с настоящим характером, по его мнению, является тот, кто «. ставит себе существенно содержательные цели и. твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность
Совсем другое содержание несет в себе понятие идол (в переводе с греческого — образ, подобие). Идолом называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда — жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся идолам не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. К сожалению, и в настоящее время существуют идолы, или кумиры, которые заполоняют разум человека, подчиняют его себе. Ими зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. И люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие — одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих «идолов», для того только, чтобы увидеть, прикоснуться, «поцеловать плечико». На концертах звезд такие фанаты устаивают драки «не на жизнь, а на смерть», стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни «во имя своего кумира». Честно говоря, я считаю, что фанаты в таком понимании и проявлении — это люди ущербные в чем-то, не получившие возможности или не нашедшие способа реализоваться сами. Полноценный человек, личность, старается достичь в жизни чего-то сам, такой человек постоянно самосовершенствуется, если у него остается достаточно свободного времени, он находит себе занятие по душе, увлечение, хобби. А у фанатов, которые слепо следуют за своим «идолом», живут по его распорядку, его заботами и радостями, просто нет ничего своего, и это, по-моему, достойно глубокого сожаления.
Таким образом, если идеал — это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то идол — это болезнь, «поражающая разум и приводящая к деградации». Стараясь достичь идеала, мы познаем окружающий мир, стараемся больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же мы подчинены влиянию идолов, то не развиваем себя, а лишь слепо следуем за своим божеством, совершая бездумные автоматические действия.
Однако идолом может стать не только божество, человек, предмет, но и навязчивая идея — цель, пусть и неосознанная. Парализуя волю и характер человека, она заставляет его соблюдать ритуалы, запреты, предписания, постепенно превращая в бездумное существо, которое не видит и не сознает ничего, кроме своего идола и всего, что с ним связано, в суеверии обожествляя и боясь его. «Суеверие ослабляет, оглупляет, — писал Э. Золя, — относиться к нему терпимо — не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья?» Я полностью согласна с таким мнением.
Подводя итог, можно образно сказать, что идеал, это — свет, а идол — тьма. И, размышляя над вопросом, чем же они отличаются, становится очевидно, что они различны как день и ночь, как небо и земля, как белое и черное. Стремление к идеалам должно всячески поощряться, тогда как сотворение кумиров, на мой взгляд, необходимо пресекать, с этим явлением надо вести активную борьбу. И, как сказал когда-то восточный философ Сюнь-цзы, «чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходства и различия с тем, чтобы не допускать ошибок. «