Ушинский основоположник русской педагогической науки



1 Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский 190 лет со дня рождения

2 Великий русский педагог Ушинский К. Д. основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Он создал теорию и совершил переворот, фактически революцию, в русской педагогической практике. Его друг и ближайший соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал о нем: “Ушинский это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов наш первый народный ученый, Суворов наш народный полководец, Пушкин наш

народный поэт, Глинка наш народный композитор”.

3 Детские и юношеские годы К. Д. Ушинского

4 Константин Дмитриевич Ушинский родился в небогатой дворянской семье Дмитрия Григорьевича Ушинского отставного военного, участника Отечественной войны 1812 года. К моменту рождения будущего педагога семья жила в Туле, но вскоре отца Ушинского назначили судьей в уездный город Новгород-Северский, и вся семья Ушинских перебралась на Черниговщину. Здесь, на берегу Десны, в небольшом имении, недалеко от уездного города, прошло детство и отрочество К. Д. Ушинского. Дом Ушинских в Новгороде-Северском

5 Первоначальным обучением

будущего педагога руководила мать, Любовь Степановна, которая бережно относилась к любознательности ребенка, поддерживала и развивала его пытливую мысль. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году. Новгород-Северская гимназия, в которой учился К. Д. Ушинский

6 Обучение в университете 1840 году К. Д. Ушинский уезжает в Москву и вливается в ряды московского студенчества. Он поступает на юридический факультет Московского университета. Учился Ушинский блестяще. В двадцать лет он окончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена.

В июне 1844 г. Совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции. К. Д. Ушинский студент Московского университета

7 Деятельность К. Д. Ушинского

8 Ярославский юридический лицей В 1846 году К. Д. Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов. Здесь он проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея.

Это привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея и установления негласного надзора за ним. В результате в 1849 году Ушинский уходит в отставку.

9 После своей отставки из Ярославского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах. Все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными. Из Ярославля К. Д. Ушинский едет в Санкт-Петербург, где с большим трудом ему удается устроиться на службу в канцелярию департамента иностранных вероисповеданий.

Ни материального, ни морального удовлетворения в чиновничьей службе он не находил, но она имела одну положительную сторону: оставляла время для научных занятий и самообразования.

10 В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Ярославскому лицею, К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных “царю и отечеству”, а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Гатчинский Сиротский институт За пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении ( ) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 года. Ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, ему удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей.

Чувство настоящего товарищества К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

11 Смольный институт благородных девиц 1859 году К. Д. Ушинского, уже известного педагога приглашают на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. К сожалению, в Смольном повторилась та же ситуация, что и в Ярославле. У Ушинского произошел конфликт с начальницей института М. П. Леонтьевой.

Она обвинила его в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Под благовидным предлогом в 1862 году Ушинского вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся 5 лет.

12 Одновременно с работой в институте К. Д. Ушинский принял на себя редактирование “Журнала Министерства Народного Просвещения”. Благодаря ему журнал превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

13 Работа за границей В 1862 году Ушинский уезжает за границу. Местом первой остановки был Бонн, затем он переезжает в швейцарский городок Веве. С начала сентября он систематически изучает женские учебные заведения в кантонах Швейцарии.

В начале лета 1863 года он был вызван для отчета. А в августе новая поездка: в Штутгарт, Аугсбург, Мюнхен, Лейпциг, Веймар, Вейсенфельс. В каждой стране Ушинский посещал и изучал учебные заведения женские школы, детские сады и приюты.

За границей К. Д. Ушинский написал задуманные уже давно книги “Детский Мир” и “Родное слово”. Это были первые в России учебники для начального обучения детей и первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

14 Основные педагогические идеи К. Д. Ушинского Основа педагогической системы К. Д. Ушинского требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения “Детский мир” и “Родное слово”, фундаментальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” и других педагогических работах.

15 Последователи К. Д. Ушинского Труды и идеи К. Д. Ушинского стали предметом творческого освоения, переосмысления и подражания для многих педагогов-мыслителей: И. Я. Яковлева, Н. А. Корфа, В. П. Вахтерова, Х. Д. Алчевской, Т. Г. Лубенец и других.

16 “Ушинский принадлежит не только прошлому: он продолжает жить и в нашей современности. Идеи создателя “Детского мира”, “Родного слова”, “Педагогической антропологии” сохраняют по сей день свою творческую силу”. В. П. Потемкин

17 Узнать больше о жизни Константина Дмитриевича Ушинского и познакомиться подробно с его трудами можно в Научной библиотеке ТГУ.

19 Статьи Давыдова, М. “Как рубашка в поле выросла”. О прозе К. Д. Ушинского / М. Давыдова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки С Данилюк, А. Я. Учебник по чтению в традициях К. Д. Ушинского. / А. Я. Данилюк // Педагогика С Пылаева, В. С. Дидактические идеи К. Д. Ушинского в современной начальной школе / В. С. Пылаева // Начальная школа С Хуторской, А. В. Дидактическая система К. Д. Ушинского / А. В. Хуторской // Школьные технологии С Шаин, Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского / Е. Г. Шаин // Педагогика С Штец, А. А. Методика обучения грамоте К. Д. Ушинского / А. А. Штец // Начальная школа плюс до и после С Презентация подготовлена по материалам изданий Научной библиотеки ТГУ и сети Интернет начальником отдела педагогической литературы Н. Н. Хариной



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение Ушинский основоположник русской педагогической науки
?