Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

«Чудовищная история», или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет

человеческой личности перед классовыми, сословными или какими-либо прочими интересами. Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому — как в нравственном, так и в художественном плане — можно выверять подлинную литературу, подлинные произведения искусства.

Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести «Собачье сердце». Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе «предвиденья и предупреждения», показывающей, к чему может привести потеря нравственных ориентиров

как отдельным человеком, так и обществом в целом. Наконец, нельзя не считаться С тем, что в этой повести Булгаковым на конкретно-историческом материале исследуются вечные для литературы вопросы о смысле жизни, о сущности человека, о добре и зле, об ответственности перед самим собой и окружающей жизнью.

Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные «вставки от себя», которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.

Предлагается апробированная система уроков по изучению «Собачьего сердца». Первый — посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих — сама повесть.

При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и ‘взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.

Поскольку «у каждого из нас свой Булгаков», материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же — ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков указываются соответствующие фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»