Украинский модернизм в творчестве Вороного
М. Вороной чувствовал, что украинский модернизм своим происхождениям обязан мировой философской мысли, а самообогащение происходит за счет лучших образцов немецких философов-идеалистов. В начале XX века имя Ф. Ницше господствовало в журнале «Украинская хата», хотя к этой фигуре по-разному относились писатели. Но все признавали одно: ницшеанские взгляды связаны с творением новой культуры, где проблема свободы индивидуальности превратилась в постулат, где свобода в конечном результате определялась не целью, а средством освобождения.
Эта
Здесь должен быть, и может помочь только сильное зрительное ощущение действительности; а П. Верлен действительно писал, что сильнее всего у него было развитое зрение, которое все фиксировало, постоянно искало новые формы, цвета, тени. Поэзия у П. Верлена — одна из категорий Красоты, она
Поэт усваивал французскую культуру стихотворения, пытался внести ее манеру, поэтическое своеобразие в поэзию нашего языка.
Понимание П. Верлена шло постепенно и подсознательно. Известный призыв французского символиста «Музыка превыше всего!» М. Вороной не воспринимал буквально когда музыкальным пространствам предоставляется принципиальное преимущество. Но, поскольку П. Верлен «не допускал теоретизирования», то понять увлечение П. Верленом можно только через синтез музыки, в которой господствуют импрессионистические мелодии стихотворения, где главное место занимает пейзаж души; зрение, без которого невозможно представление цветных оттенков; настроение, которое изменяется от меланхоличного к оптимистично-восклицательного; ощущение, которое базируется на интуитивном восприятии действительности; живописи, которая помогает добрать краски, — все это рождает в психолого-философском мировоззрении поэта особенное состояние, без которого невозможна Поэзия.
Верленовский тезис «Музыка превыше всего!» стал громким призывом поколения конца века, существенно обновил поэзию, сделал ее мелодичной и многозначительной. Музыкальность в творчестве П. Верлена — следствие негармоничного единства внешнего и внутреннего настроения поэзии, которое в общем звуковом потоке оказывается ярко и выразительно. Это состояние невозможно разложить, четко классифицировать на более или менее сложные элементы.
Философское, несознательное, непознанное ощущение поэзии является главным принципом развития свито мышления творчества М. Вороного, которое не было прямым и однозначным, ровным и однотипным, то есть таким, которое точно укладывается в конкретный стереотип. Неповторимость и разноцветность, сложность и беспокойность, то с оптимистичным ощущением, то с пессимистическим ожиданием конца света; радостный, иногда обогащенный жизнью взгляд на людей; тяга к горению, поиску, деянию, — все это прослеживаем и в его циклах, и в его общественном мировоззрении. Этот последний признак отличал М. Вороного от П. Верлена. Меланхоличный характер произведений — главный признак поэзии П. Верлена; его состояние души, его мировосприятие тяготеют к этому мотиву в творчестве. Последователь Ш. Бодлера, он позаимствовал из его наследия тяжелое, досадное настроение, которое передавалось словом «ennui», которое на французском языке означает и тоску, и скук.