Творчество Ады Якушевой
Принято считать, что движение авторской песни — это наше отечественное явление, возникшее в 50-е годы, когда на фоне тотальной лжи и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась насущная потребность в глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но авторская песня — явление общемировое и возникло тысячи лет назад. Необходимость в подобных уточнениях в том, чтобы мы четко видели те гигантские многовековые корни человеческой талантливости, которые питают стремление человека к гармоничного раскрытия своей натуры
В 1157 году
Дошло до наших дней и имя великого миннезингера из Германии Тангейзера. В крупных городах средневековой Германии появляются своеобразные клубы, в которых немецкие ремесленники выполняют свои собственные произведения. Причем часто слова и музыка песен были написаны разными авторами. Неистребимое человеческое стремление к поэтического и музыкального творчества существовало на протяжении веков и поныне является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры
Авторскими песнями мы, как правило, называем песни, создаваемые в основном непрофессиональными авторами. Эти произведения отличаются широтой охвата личных и общественных жизненных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, высотой моральных критериев. Чаще всего автором стихов и музыки, аккомпаниатором и исполнителем есть один человек, органично, для себя, творит в рамках цельной категории «песня». Начиная со второй половины 50-х годов большим успехом пользовались песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы и многих других. Расцвет авторской песни пришелся на 60-70-е годы. Наравне с именами уже известных авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Якушевой, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса и других
Человеческая позиция создателей песни — это источник широкого интереса ко всему в окружающей автора мире: воистину нет человеческого чувства или переживания, что не нашло бы выражения в авторской песни. В последние годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно, тоже станут классикой: С. Каплан, Е. Расовая, А. Лысюк, А. Софронов, В. и В. Мишуки, Г. Коноплев, Н. Муратова. Но особо хочется сказать про женскую лирику в авторской песни. Новелла Матвеева, Ада Якушева, Ирина Руднева, Вероника Долина. Женская лирика несет в себе взгляд на человека и жизнь, свойственной только прекрасной половине человечества
Ариадна Якушева — в прошлом учительница, ныне радиожурналист. Главная тема его песен — «он» и «она» — вечная, нестареющая. Особенностью ее песен есть сила, самоотверженность и постоянство чувства, которые вызывают в памяти те народные любовные песни, где женщина готова отдать жизнь за встречу с милым. Любовь счастливая, несчастная любовь, ожидание любимого, мысли о любимый, гордость за него, тревога, горе неразделенного чувства, свет взаимности — словом, все оттенки и грани того мира, где два полюса — «он» и «она»:
Ты — мое дыхание,
Утро мое ты раннее,
Ты и палящее солнце, и дожди
Всю себя измучаю,
Стану я самой лучшею.
По таком случае ты подожди.
Женская готовность к саморастворения в любимом, слабость, оборачивается большой силой, звучит в песне «Ты — мое дыхание. «. Эта ясность чувства, его открытость, отсутствие душевного надрыва предоставляют песни особую чистоту и одухотворенность. Песня кончается, как и начинается, — признанием, абсолютным и искренним:
Ты — моя мелодия,
Ты — как будто ты и будто я,
Мой маяк в вечности на краю
Спросят люди снова еще:
Ну, как ты к нему относишься?
Я тогда им эту песню спою.
Для того, чтобы найти такие слова, и для того, чтобы спеть их так естественно, как это делает А. Якушева, надо прежде всего испытать то чувство, о котором она поет. Холодной рукой о нем не напишешь и намеренно не проспіваєш: или сфальшуєш, или убоишься этой бесстрашия, что рождается настоящей любовью. Готовность идти до конца, самой сделаться твердой, не отдать никому своего чувства звучит в словах песни «В реке каменной бьются камни. «
И с протянутыми руками
В этой каменной стране
Я бы навек обратилась в камень,
Чтобы ты поклонялся мне. Спокойно и задумчиво сквозит в этих строках и беззащитность, и признании права любимого на свою самостоятельную жизнь, и готовность пойти на все, чтобы чувства любимого обратить на себя. Негромко, ясно, ровно поет Ада Якушева песню о вечное ожидание — ожидание верном и гордому:
Мне все равно, сколько лет,
Мне все равно, сколько бедствий спереди,
Я не хочу, чтобы ты уходил,
Драматическая песня Якушевой «Если бы ты знал. «. Это рассказ о любви сильной, непреходящей, хотя любимого уже нет рядом. Строфа за строфой обнажают взволнованную душу, раненую:
Самой один раз к вам вечером зайти:
Ведь можно просто проходить по пути
И заглянуть к знакомым,
Как раньше, помнишь.
Игрушку сыну твоему подарить,
А возвратившись, тосковать до зари
По огоньку чужом.
Так, душа ранена, и, может быть, невигойно, но это — благородная душа:
О, если бы ты знал,
Повторяю я, часто оставаясь одна
Хотя ничто не изменилось для нас,
Если бы ты знал об этом.
Песни Якушевой душевные и искренние: она поет о дружбе, об открытии новых земель, но о чем бы она не пела, всей ее песни — о любви с ее потрясающими горизонтами, с ее чистотой и верностью