Тварь я дрожащая
Родион Раскольников — главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Возрождение Раскольникова. Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!
Родион Романович Раскольников, главный герой книги Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, как и все обитатели Петербурга Достоевского, одетый в лохмотья, бывший студент, доведенный нищетой до отчаянного положения. Но именно
Великие личности, «творцы истории», нарушают установленные законы. Их не останавливают жертвы, кровь, насилие.
Раскольников надеется оказаться тем, кому «все позволено». В разговоре с Соней Мармеладовой он признается, что «для себя убил, для себя одного». Однако Раскольников оказывается не тем «сверхчеловеком», каким хотел казаться. На деле оказывается, что все идет совсем не так, как ожидал герой. Сам Раскольников чувствует ненормальность происходящего. «О Боже! Как все это отвратительно — восклицает он, когда выходит от старухи-процентщицы. Эксперимент Раскольникова над собой не удался. Герой способен сопереживать, сочувствовать чужому горю, помогать несчастным. Так, он принимает участие в судьбе семейства Мармеладова, отдавая им последние копейки. Герой словно разрывается между своей истинной сутью и тем, каким он хочет казаться.
Друг Раскольникова Разумихин говорит о нем, что У героя «два противоположных характера поочередно сменяются», Сон об избиении лошади, вернувший героя в далекое детство, показывает его истинную суть. Искренняя, честная детская натура Раскольникова протестует против жестокости и насилия. Ребенок в ужасе от страшных картин мучения несчастной лошади. Он готов бороться с несправедливостью и злом, бросаясь на мужика, забившего лошадь. Образ героя — ребенка показывает лучшие черты Раскольникова. Решающую роль в «воскрешении» личности героя играет Соня Мармеладова. Сначала Раскольников видит в ней такого же человека, как и он сам, пере ступившего через общепринятые законы. Однако героиней движет любовь, а не гордыня.
Признание Раскольникова в убийстве не было продиктовано искренним раскаянием. И только оказавшись на каторге, осознав свое единение с другими людьми, герой обретает веру и прощение. Самопожертвование, любовь к ближним и вера спасают героя. Поверив Соне и приняв ее убеждения, Раскольников встает на путь возрождения.

