Трагическая судьба художника в тоталитарном государстве
Поэты серебряного века творили в очень сложное время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Тоталитарная власть диктовала им темы, сюжеты, даже настроение произведений. Художникам ничего не оставалось, как писать заказные произведения, темы и идеи которых были направлены на восхваление властей. Примером может служить стихотворение О. Мандельштама Если бы меня наши враги взяли:
И налетит
Те же, кто не захотели идти наперекор своим принципам и убеждениям, подвергались жесточайшим репрессиям со стороны правительства. Постоянные попытки подчинить власти мысли автора, постоянные цензурные давления, в конечном итоге лагеря и расстрелы приводили к разным последствиям. Одни творили, обманывая цензуру, пытались сохранить произведения в их первоначальном облике. Так, с 1928 года и до самой смерти писал роман Мастер и Маргарита Михаил Булгаков. Он надеялся его напечатать, но не хотел изменять
Мы живем, под собою не чуя страны Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны. Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища конце концов оно стоило поэту жизни.
С развитием событий сталинские репрессии приобретали больший размах. Они ломали судьбы не только поэтам и писателям, но и их родным и близким. Так произошло и с Анной Ахматовой, у которой в 1921 году по несправедливому обвинению в заговоре был расстрелян муж Николай Гумилев, а в 1935 году был арестован ее единственный сын Лев Николаевич, который впоследствии подвергался неоднократным заключениям. Семнадцать месяцев, проведенных в тюремных очередях в городе Ленинграде, дают повод для написания поэтессой стихотворений, составивших в конечном итоге поэму Реквием, которая стала данью всем угнетенным и обездоленным в ходе сталинского произвола.
Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград Звезды смерти стояли над нами, И безвинная кончилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных Марусь
По понятным причинам произведение напечатано не было при жизни А. Ахматовой, но поэма существовала в памяти самых близких, доверенных лиц, заучивших строфы из нее наизусть. Несмотря на все репрессии, произвол неравноправия, произведение поэтов и писателей тридцатых годов не умерли, они жили в умах и сердцах людей, верящих в счастливое будущее отчизны. Мне кажется, что диктатура не надломила характер художников, их веру в свою страну и свой народ:
И не ограблен я, и не надломлен, Но только что всего переогромлен,
И я искренне рада, что тоталитарный режим не смог заглушить переживание тех, кто до последней минуты оставался верен светлым идеям свободы творчества, равноправия и чести. Так всегда, поэт в России больше чем поэт. Ведь настоящий поэт это всегда боль, глас, совесть и душа своего народа. И замечательная плеяда поэтов серебряного века блестящее тому доказательство.