Традиции русской классической литературы в творчестве Распутина

Литература 1960 — 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины», к народным нравственно-этическим идеалам. В прозе Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, В. Быкова, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, которую критики назвали «деревенской», продолжается художественное исследование жизни русского села, с философской и психологической глубиной и лирической проникновенностью раскрывается духовный облик человека, живущего в деревне. Творчество каждого из них, впрочем,

выходит далеко за рамки собственно деревенских, региональных тем и проблем и является по-своему значительным достижением русской культуры XX в.

Валентин Григорьевич Распутин собственным примером лучше всего доказал верность своей мысли: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо». Родился писатель 15 марта 1937 г. в Сибири, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в деревне с напевным названием Аталанка, которую затем перенесли в другое место, на берег

Братского моря, так что трагедию затопления Матеры писатель прочувствовал на себе и своих земляках. Герои Распутина тоже родились в Сибири. Сибирская природа, тайга, река Ангара в ее былой красе и мощи оживают на страницах его очерков, рассказов, повестей. Критики не раз отмечали в Распутине редкую для писателей XX в. способность к глубинному созерцанию природы.

О годах своего военного детства писатель затем скажет очень важное: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе». Такая спаянность людей, ощущение каждым чужого горя как своего остались для Распутина эталоном человеческих взаимоотношений.

В детстве же Валентин пристрастился к чтению. К маленькому деревенскому грамотею старухи нередко обращались с просьбами прочитать или написать письмо, и он с удовольствием это делал. В. Г. Распутин окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В университете зачитывался произведениями Ремарка и Хемингуэя, Пушкина и Тютчева, Лескова и Тургенева, особенно же выделял Достоевского и Бунина. Внимательно изучал древнерусскую литературу, русский фольклор, с которым познакомился в сибирской деревне еще в детстве (бабушка Мария Герасимовна знала сказки, легенды, песни), труды историков. В студенческие годы он подрабатывал (некоторое время вместе с А. Вампиловым) корреспондентом иркутской газеты «Советская молодежь». После окончания учебы Распутин продолжает заниматься журналистикой, работая спецкором на крупнейших стройках Абакан-Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС. В середине 1960-х годов выходят в свет книги очерков «Костровые новых городов» (1966) и «Край возле самого неба» (1966), полные оптимистического задора, веры в человеческие возможности. Но в журналисте Распутине, как он сам вспоминал, вдруг «словно проснулось авторское «я». Ему захотелось большей свободы самовыражения, какую могла дать только литература.

Вскоре вышла книга рассказов «Человек с этого света» (1967). Само название говорит об устойчивой черте творчества Распутина, проявившейся уже в этих ранних рассказах: автор пристально вглядывается. в каждого обыкновенного человека, будь то ребенок, юноша, неграмотная старуха, видит и ценит в нем неповторимую личность. Заявлена здесь и важнейшая распутинская тема — тема памяти, непрерывности человеческих поколений. В это время Распутин увлекался рассказами Андрея Платонова («Я поражаюсь его настроем, поставленным словом, которое дает этот настрой…»), и платоновские интонации ощущаются в его прозе. Критики отмечали точное чувство формы, смысловую и композиционную завершенность рассказов, психологизм образов (рассказы «Я забыл спросить у Лешки», «Мама куда-то ушла», «Эх, старуха…», «Продается медвежья шкура» и др.).

Итог этого периода — замечательный рассказ «Василий и Василиса». Герои, тридцать лет живущие рядом, но не вместе из-за давней обиды жены, вдруг оказываются перед лицом смерти и вечности, и Василию не дает покоя совесть, а в Василисе наконец рождается жалость и способность простить грех. Ощущения героев отражаются в тонко подмеченном состоянии природы, переданном при помощи отточенных деталей. Начиная с этого рассказа Распутина можно считать профессиональным писателем — со своим взглядом на мир и своим стилем. Из более поздних произведений следует выделить рассказ «Уроки французского» (1973), посвященный матери А. Вампилова, педагогу. Писатель воссоздает тяжелое послевоенное время, когда он с пятого класса один переехал учиться и жить в райцентр, и образ своей учительницы французского языка. Героиня рассказа, молодая учительница выручает недоедающего ученика, проигрывая ему деньги. По словам автора книги о Распутине Светланы Семеновой, перед нами «случай такой анонимно-самоотверженной помощи, которую в Древней Руси называли «незаметной милостыней» и считали единственно нравственной».

В своей первой повести «Деньги для Марии» (1967) писатель рисует картину мира, в которой уживаются добро и зло, материальное и духовное, жестокость и милосердие, скупость и щедрость, подлость и честность. Сюжетная ситуация предельно проста: ревизор обнаружил недостачу в тысячу рублей в единственном на деревне магазине. Неопытной и совестливой продавщице Марии, дававшей зачастую продукты односельчанам в долг, грозит тюрьма. Дети останутся обездоленными. Муж Марии тракторист Кузьма, глазами которого читатель видит происходящее, решает собрать деньги «с миру по нитке».

Повесть, как и все последующие произведения Распутина, не отличается сюжетной динамикой, интригой, главное в ней — жизнь человеческой души. Писатель задается вопросом: можно ли спокойно жить, зная, что рядом кто-то страдает? Чужая беда обнажает в человеке его истинную сущность. Кузьма приходит в дома далеких и близких людей, прося деньги в долг, и для каждого персонажа, с большой психологической глубиной обрисованного автором, это своего рода испытание на совесть. Показывая отношение к деньгам для Марии, автор вскрывает общее неблагополучие в человеке и в современном обществе. Тончайшие, трудно передаваемые оттенки переживаний главного героя, нравственно светлого, естественного человека, выражаются посредством образов природы, в ее зеркале человек видит самого себя. Финал повести открытый: Кузьма стоит на пороге квартиры своего брата-горожанина, в преддверии или самого большого из всех унижений, или чудесного спасения. Звучит финальное: «Молись, Мария!»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Традиции русской классической литературы в творчестве Распутина