Традиции Гоголя и Салтыкова – Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского



Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как “;агитатор, горлан, главарь”;. Он действительно шагнул к нам “;через лирические томики, как живой с живыми говоря”;.

Его поэзия громка, неуемна, неистова.

Ритм, рифма, шаг, марш – все эти слова ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

Маяковский – поэт

разносторонний.

Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране (“;Хорошо!”;); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь (“;Облако в штанах”;, “;Флейта – позвоночник”;). Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм.

В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным.

Если рассмотреть стихотворения Маяковского “;О дряни”; и “;Прозаседавшиеся”;, то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше “;тихоокеанских галифищ”; и стремления “;фигурять”; в новом платье “;на балу в Реввоенсовете”;. Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск. Для примера проведем параллель между “;Прозаседавшимися”; и “;Ревизором”;.

И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя – законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой.

Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается “;покупка склянки чернил”;, а в другом произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В “;Прозаседавшихся”;: “;И вижу, Сидят людей половины.

О, дьявольщина! Где же половина другая?”; В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда.

Более плавен переход к кульминации в “;Ревизоре”;, но по своей абсурдности она не уступает “;Прозаседавшимся”; и характеризуется, например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в “;таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский”;. В развитии “;Ревизора”; Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка “;Прозаседавшихся”; иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

Если говорить о стихотворении Маяковского “;О дряни”;, то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет “;тихоокеанские галифища”;, и саркастическое выражение “;мурло мещанина”;, и сравнение “;зады, крепкие, как умывальники”;. Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который “;страшнее Врангеля”;.

Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова – Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в “;Диком помещике”;, “;Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”;, “;Истории одного города”;. В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики.

Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе “;Клоп”;, где Пьер Скрипкин переносится в будущее.

В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Традиции Гоголя и Салтыкова – Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского