Традиции Гоголя и Салтыкова — Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
Сатира Маяковского. Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как «;агитатор, горлан, главарь»;. Он действительно шагнул к нам «;через лирические томики, как живой с живыми говоря»;.
Его поэзия громка, неуемна, неистова.
Ритм, рифма, шаг, марш — все эти слова ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский — поэт
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране («;Хорошо!»;); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь («;Облако в штанах»;, «;Флейта — позвоночник»;). Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм.
В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным.
Если рассмотреть
И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя — законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой.
Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается «;покупка склянки чернил»;, а в другом произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В «;Прозаседавшихся»;: «;И вижу, Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?»; В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда.
Более плавен переход к кульминации в «;Ревизоре»;, но по своей абсурдности она не уступает «;Прозаседавшимся»; и характеризуется, например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в «;таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»;. В развитии «;Ревизора»; Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка «;Прозаседавшихся»; иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского «;О дряни»;, то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет «;тихоокеанские галифища»;, и саркастическое выражение «;мурло мещанина»;, и сравнение «;зады, крепкие, как умывальники»;. Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который «;страшнее Врангеля»;.
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова — Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в «;Диком помещике»;, «;Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;, «;Истории одного города»;. В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики.
Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе «;Клоп»;, где Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.