Теория трех штилей Ломоносова
М. В. Ломоносов, первый русский профессор и специалист в различных науках, внес огромный вклад в развитие русской литературы и словесности. Он поистине является реформатором русского литературного языка.
Так, в одном из своих трудов по словесности «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», написанном в 1758 году, точнее в ее «Предисловии», он описывает теорию «Трех штилей». Она представляет собой классификацию литературных жанров, существующих в русской литературе, по стилям.
Сама по себе «Теория трех штилей»
Но Ломоносов представляет ее в новом свете, создавая с ее помощью стилистическую структуру русской литературы. Так, каждый «штиль» связан с той или иной «материей» изложения, то есть темой, предметом изложения и жанром.
Первый «штиль» — высокий, патетический, величавый. Этим штилем сочинитель должен пользоваться в произведениях таких жанров как ода, героическая поэма, ораторская речь, трагедия и др.
Второй «штиль»
Третьим, низким стилем, предназначен для написания писем, песен, басен и комедий. Для каждого из этих жанров допускался лишь один «штиль», исключений из правила не было, а отступать от них было запрещено.
Ломоносов не только систематизировал русскую литературу по этим трем «штилям», но и определил особенные языковые правила для каждого из них. Такое нововведение было необходимо для русского литературного языка на данном этапе его развития, в связи с уже развитой светской литературой, именно в этот период требовалось упорядочить и систематизировать накопившиеся за века языковые ресурсы. Таким образом, М. В. Ломоносов, создав эту теорию, сделал огромный вклад в развитие русской литературы и словесности.