Темы сочинений «На дне» Горький

Пьесу «На дне» можно назвать отражением одной из сфер жизни предреволюционной России. В пьесе много общечеловеческого, непреходящего. Горький любил людей, и это определяло основную линию творчества писателя, рождало яркие образы, подобные Данко, — образы чистых, даже возвышенных, способных на жертву людей. Но эта же любовь к людям определяла и другое в творчестве Горького: протест против всего, что принижало человека, сводило его к уровню животного, против «свинцовых мерзостей жизни».

В пьесе «На дне» с непревзойденным художественным

мастерством изображены такие условия жизни, которые способны лишить человека его человеческого облика. Люди, попавшие «на дно» жизни, утрачивают все человеческое, превращаясь в жалкие карикатуры на людей.

Первые три акта пьесы разворачивают перед нами жизнь «дна» во всем ее не-прикрытом убожестве. Мы наблюдаем попытки Луки вытащить людей со дна жизни. Врачует души Лука с тонким психологизмом: он увлекает людей картинами будущей радости, иллюзией еще возможного и не столь далекого счастья, красивыми миражами.

И герои, кто-то больше, кто-то меньше, но подвержены влияниям Луки. Всем хочется

нормального человеческого существования, не выживания, а жизни. У оби-тателей «дна» появляются искорки надежды и веры в лучшее будущее.

Перелом как в пьесе, так и в жизни ее героев проявляется с убийством Косты-лева в конце третьего акта, последующие события четвертого акта демонстрируют развязку. Лука уходит, оставляя за собой шлейф в сущности несбыточных мечтаний. Как говорит Сатин, «старик проквасил нам сожителей». Результатом развеявшихся иллюзий, столкнувшихся с неизбежностью острых жизненных углов, становится еще большее неприятие реальности: голода, бесприютности, болезней. Все это приводит к безнадежности, злобе, самоубийству. Как доказала жизнь, чем выше человек взлетел, тем больнее ему падать, независимо от качества полета: будь то жизненные перипетии или заведомо несбыточные мечты. С исчезновением Луки все возвращается на круги своя, и этот отрыв от миражей приводит к более острому осознанию героями трагичности реальной жизни.

Общение босяков в четвертом действии непохоже на все предыдущие разговоры. Идет развенчивание теории «лжи во спасение». Горький противопоставляет две теории: утешающей лжи и мелкой унижающей «правде» он противопоставляет идею суровой реальности, правды, которую выражает Сатин. Сатин от защиты Луки и его идеи переходит в наступление на ложную философию старика: «Он врал, но это из жалости к вам; Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. Я — знаю ложь! Кто слаб душой — и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна; одних она поддерживает, другие — прикрываются ею; А кто — сам себе хозяин?, кто независимы и не жрет чужого? зачем ему ложь? Ложь — религия рабов и хозяев; Правда — бог свободного человека!» Сатин делает вывод: «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!» Впервые за долгое время в ночлежке раздается серьезная речь, ощущается боль из-за загубленной жизни. Приход Бубнова только усиливает это впечатление. Бубнов предлагает «отрыдать свою бесславную судьбу», петь всю ночь. И даже это «отпевание несложившейся жизни», окончательное прощание с иллюзиями прерывается самоубийством Актера, на что Сатин реагирует резкими словами:

«Эх, испортил песню, дурак!» Трагическая гибель Актера угадывается еще до того, как Барон оповещает сожителей о случившемся на пустыре. Гибель Актера прежде всего обусловлена невозвратностью минувшего, но всплеск надежды, иллюзий, исходящих от Луки, ее ускорил.

Особенность в развитии действия пьесы — это тонкие намеки, позволяющие предугадать дальнейшее развитие событий в жизни героев. Горький не стремится к ярким и эффектным ситуациям, взаимоотношения обитателей ночлежки неизбежно вытекают из условий жизни «дна», а вовсе не обусловлены фантазией драматурга. И трагичный финал Актера в этом аспекте лишен необычности, он закономерен. Актер, как человек тонкой душевной организации, острее всех воспринял всплеск и стремительное крушение надежды. Он не смог дальше мириться с окружающей действительностью, в то время как остальные все же пытаются это сделать. Кульминацией четвертого действия становится монолог Сатина об уважении человека: «Не жалеть, не унижать его? жалостью?». Этот монолог является авторской декларацией. Четвертый акт насыщен афоризмами. Многие из них также декларируют авторские мысли: «Человек — вот правда!», «Кто слаб душой — тем ложь нужна», «Ложь — религия рабов и хозяев. «, «Правда — бог свободного человека».

Все события четвертого действия пьесы «На дне» доказывают, что ни ложное утешение, ни искреннее сочувствие не способны изменить жизнь. Ответом на вопрос «а может ли надежда изменить жизнь к лучшему?» являются не только слова героев, но и события: самоубийство Актера; гибель Пепла, безнадежность Насти и исчезновение Наташи. «Обетованная земля», к которой манил Лука, исчезла вместе с ним, а старик не удосужился показать к ней дороги. И все обитатели ночлежки вновь опустились едва воспарившими душами на дно, в грязь и мерзость жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Темы сочинений «На дне» Горький