Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение Михаила’ Булгакова, над которым он работал до конца жизни. Это произведение поистине уникальное, оно поражает своей необычностью, цветовой и зву­ковой насыщенностью, тематическим разнообразием, богатством красок, гротескным изображением героев и фантастикой. «Мастер и Маргарита» привлекает еще и оригинальной композицией: в рамках единого произве­дения сложно взаимодействуют два романа — роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера. Вместе с описанием похождений

Воланда и его приближенных эти два романа образуют художественную целостность, содержание которой связано с судьбой не только отдельной личности, но и всего человечества. Два жизненных пласта булгаковского романа прочно скреплены общей проблематикой. Одной из важных в романе является проблема выпавшей человеку судьбы, его собственного выбора.

Булгаков в своем произведении показывает, что человек смертен и поэтому не должен преувеличивать своих возможностей планировать жизнь. В первой главе романа в разговоре с Берлиозом, председателем МАССО­ЛИТа, Воланд говорит, что человек «не может ручаться за свой

собствен­ный завтрашний день». Но в то же время в каждом случае сюжет выст­раивается писателем так, что от самого персонажа хотя бы отчасти зави­сит, по каким законам развивается его жизнь. Автор дает возможность героям романа делать свой личный выбор, чтобы изменить жизнь к луч­шему, только не всегда персонажи «Мастера и Маргариты» пользуются предоставленной возможностью.

Практически каждого героя романа М. Булгаков ставит в такую ситу­ацию, в которой они вынуждены самостоятельно принимать решения, де­лать порой нелегкий выбор. Например, Понтию Пилату, пятому прокура­тору Иудеи, решение дается с трудом: он все-таки приговаривает к жесто­кой смертной казни философа Иешуа, который раскрыл прокуратору возможность новой жизни и разбудил в нем истинную человечность. Не­смотря на то, что прокуратору хочется все бросить и идти странствовать с Иешуа, страх перед императором Тиверием оказывается сильнее жела­ния защитить философа, хотя Понтии Пилат понимает, что, вынося смер­тный приговор, он обрекает себя на вечные душевные муки. Пытаясь хоть как-нибудь помочь Иешуа, прокуратор намекает ему на то, что стоит только немного покривить душой, не быть столь честным, и его жизнь будет спасена. Но Иешуа делает свой выбор: он смело говорит правду прокура­тору и готов принять’ свою судьбу. Здесь можно провести параллель меж­ду бродячим философом и Мастером, которому тоже стоит немного по­кривить душой и начать писать так же, как все, подстраиваться под обще­принятые нормы, чтобы стать одним из членов МАССОЛИТа. Но он сознательно выбирает иной, более трудный путь. Еще образ Мастера по­зволяет М. Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, он может спасти людей от забвения, беспамятства, но, сочинив свой роман о Понтии Пила­те, Мастер не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения и сжег его. За этот поступок Мастер несет личную ответственность, это был его собственный выбор, за который, быть может, он и заслужил только «покой», а не «свет».

М. Булгаков в ряде случаев дает персонажам равные шансы изменить „свою жизнь. Но если одни используют предоставленный им шанс, то ‘другие — нет. Например, перед Иваном Бездомным и Рюхиным, которые являются членами МАССОЛИТа, открывается путь к изменению судьбы. Рюхин, осознавая ничтожность своего поэтического таланта, все равно не отказывается от этого пути, а Иван Бездомный, наоборот, обещает Масте­ру больше не писать стихи, которые он сам уже называет «чудовищными». Из эпилога мы узнаем, что Иван Николаевич Понырев становится профессором и сотрудником Института истории и философии. Так Бул­гаков показал читателю, что в переломные моменты жизни судьба челове­ка зависит и от него самого.

Любимая героиня Булгакова Маргарита трижды в романе подвергает­ся испытаниям: когда Воланд спрашивает, нет ли у нее «какой-нибудь отравляющей душу печали», когда она отказывается от убийства пусть даже ненавистного ей критика Латунского и когда, наконец, просит за Фриду, вместо того чтобы попросить за себя и Мастера. Маргарита делает свой выбор сознательно: она решается пойти на сделку с дьяволом ради любви и спасения Мастера. Беспредельно преданная и любящая, она не останавливается даже перед тем, чтобы провести ночь в комнате с убийца­ми и насильниками, прибегнуть к помощи сатаны. Жизнь дала Маргари­те шанс изменить свою судьбу и судьбу Мастера, и она эти шансом вос­пользовалась; даже сам автор оправдывает героиню романа, показав силу ее любви и присущее ей чувство достоинства.

Каждому из жителей Москвы 20-30-х годов предоставляют шанс избежать этого наказания. Например, администратор «Варьете» Варенуха оказался в руках Воланда, Бегемота, Коровьева только после того, как проигнорировал предупреждение по те­лефону о том, что телеграммы из Ялты никому нельзя показывать. Еще одним ярким примером является сон Никанора Ивановича Босого, в котором судьба участников «театральной программы» зависела от них же самих: либо они должны были отдать всю имеющуюся валюту и вернуться к прежней жизни, либо продолжать скрывать иностранные деньги и остаться в неуютном «театральном зале».

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, проник в сущность своей эпохи, он создал поистине уникальное произведение, в котором отразились многие фило­софские проблемы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и маргарита»