Тема войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»
Крупнейшим поэтическим произведением о Великой Отечественной войне является поэма Александра Твардовского «Василий Теркин».
С того трагического и героического времени уже прошло много лет, но «Василия Теркина» читают все с тем же интересом, потому что в этом произведении нашел отражение великий подвиг нашего народа, победившего германский фашизм.
Такая поэма могла родиться в сердце поэта только на войне, участником которой был автор. Даже заранее не зная о данном факте, читатель догадается об этом в процессе чтения. Настолько
Важный момент поэмы, я считаю, состоит в том, что поэт отобразил противостояние фашизму всех народов, населяющих Россию, тогда еще входивших в состав Советского Союза. Единство всех наций и народностей помогло одолеть сильного врага. Все понимали, что от победы зависит их дальнейшее
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Выражением единства народного духа как раз и явилась поэма Твардовского. Поэт специально выбрал для поэмы самый что ни есть простой народный язык. Он это сделал для того, чтобы его слова и мысли дошли до каждого соотечественника. Когда, например, Василий Теркин говорил своим товарищам-бойцам о том, что
Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят, —
Эти слова мог повторить вместе с ним и уральский сталевар, и крестьянин из Сибири, и белорусский партизан, и ученый из Москвы.
Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных. Нельзя равнодушно читать строки о том, как
Бездомный и безродный,
Воротившись в батальон,
Ел солдат свой суп холодный
После всех, и плакал он.
На краю сухой канавы,
С горькой, детской дрожью рта,
Плакал, сидя с ложкой в правой,
С хлебом в левой, — сирота.
Правда, которую несет в себе поэма Твардовского, часто бывает очень горька, но никогда не бывает холодна. Она всегда согрета сердечным теплом автора, его сочувствием к солдатам нашей армии и вообще к «нашим» — это доброе слово того военного времени не раз звучит в поэме. Мне нравится, что любовь и доброта присутствуют здесь не в виде каких-то специальных объяснений, а просто живут в каждом слове, в каждой интонации.
Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как, по правде, желторот
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?
Все эти ребята, не исключая самого Теркина, — простые люди, и показаны они в самых будничных обстоятельствах. Автор специально избегает описывать героические моменты, потому что по своему опыту знает: война — это тяжелая работа. У него «дремлет, скорчившись, пехота, сунув руки в рукава» или «посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клочка родной газетки — козью ножку завернуть». Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы — например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, — в бане.
Итак, символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Поэт сделал его переживания понятными и близкими для нас, его потомков. Мы относимся к его Василию Теркину с благодарностью и любовью. Этими же достоинствами и еще своим демократизмом «книга для бойца» стала близка и читателям-фронтовикам.
Известно, что для произведений искусства время является самым главным критиком, и многие книги не выдерживают этого жестокого испытания. Наше время тоже не последняя веха на пути произведения Твардовского. Возможно, следующие поколения россиян будут читать ее под каким-нибудь иным углом зрения. Но я уверен, что поэма будет все равно читаться, потому что разговор в ней идет о непреходящих ценностях нашей жизни — родине, добре, правде. Автор, словно предвидя будущую жизнь своего произведения, конец поэмы сделал напутствием:
Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца
Я и начал с середины
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.
Я считаю, что Твардовский совершенно прав — настоящая поэзия не имеет ни конца, ни начала. А если она рождена раздумьями о судьбе и ратном подвиге целого народа, то и подавно может рассчитывать на вечность.