Тема судьбы в романе Лермонтова “Герой нашего времени”



Наряду с темой предназначения человека и его места в обществе стоит тема судьбы. Надо сказать, что она проходит красной нитью не только через все в произведение, но и через все творчество М. Ю Лермонтова.

В самом герое нашего времени размышления о роли судьбы в жизни человека описываются практически в каждой главе. Более того, данная тема довольно подробно раскрывается с разных сторон и у разных героев. На протяжении всего произведения главный герой, Григорий Печорин, пытается “переиграть” судьбу. Все его поступки связаны с желанием

“самоутвердиться”.

В связи с этим он впутывает не только себя, но и остальных героев в различные непредсказуемые жизненные ситуации, последствия которых могут быть очень трагичны.

Первый раз мы видим своеобразное столкновение с судьбой в главе “Бэла”. Печорин, проделав авантюру с конем Казбича, даже не догадывается, какие последствия ждут его и, собственно, виновницу данной махинации – Бэлу. Печорин влюбляет ее в себя, по сути, совершая “вызов” судьбе. Однако ни в чем не повинная девушка трагично погибает, и уже здесь Печорин бессилен.

Мы видим первое противостояние властной судьбы и ничтожного

перед ней человека.

В главе “Тамань” происходят очень странные с точки зрения сюжета вещи. Печорин каким-то непонятным для него образом попадается на уловку контрабандистов и чуть сам не погибает. Здесь именно судьба подкидывает герою нежданные обстоятельства, даже сам герой признается в том, что оказался там не из-за случайных совпадений.

В главе “Княжна Мери” наиболее “судьбоносной” сценой является дуэль.

Несмотря на явный риск и осознание того, что бессмысленная самоуверенность может стоить ему жизни, Печорин вновь желает переиграть или даже проверить судьбу. Итог – смерть Грушницкого. В данной главе Печорин обрывает не только жизнь оппонента, но и надежды Мери.

Желание самореализоваться за счет других уже в какой раз не заканчивается успехом.

“Фаталист” – глава, даже в названии которой прямым текстом указана тема воли рока в жизни человека. Здесь “схватка с судьбой” описана уже более глубоко и подробно. После эксперимента с Вуличем Печорин окончательно начинает верить в судьбу, он же и предопределяет его близкую кончину.

Но далее герой сам “вздумал испытать судьбу..” Печорин совершает, наверное, первый в своей жизни подвиг, который был вызван не желанием самореализоваться и “испытать судьбу”,а вполне осознанным решением и заранее обдуманным планом.

В этом и заключается основная разница поступков Вулича и Печорина.

Именно после этого мы видим проявление своеобразного героического начала в Григории Александровиче. Он впервые жертвует собой ради других, а не наоборот. Более того тема судьбы здесь доведена буквально до предела.

Наконец главный герой окончательно понимает, что переиграть ее невозможно и бессмысленно.

Таким образом, тема судьбы в романе раскрывается как бы по нарастающей. желание самореализоваться, в особенности за счет других, вызвано неспособностью Печорина смириться с властью судьбы в его жизни. Он пытается поставить себя выше нее, что приводит его и остальных героев к трагическому концу. Даже судьба самого Печорина трагична и отчасти загадочна, неподвластна объяснениям (он погибает “Где-то по дороге в Персию. “)



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Тема судьбы в романе Лермонтова “Герой нашего времени”