Тема судьбы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Наряду с темой предназначения человека и его места в обществе стоит тема судьбы. Надо сказать, что она проходит красной нитью не только через все в произведение, но и через все творчество М. Ю Лермонтова.
В самом герое нашего времени размышления о роли судьбы в жизни человека описываются практически в каждой главе. Более того, данная тема довольно подробно раскрывается с разных сторон и у разных героев. На протяжении всего произведения главный герой, Григорий Печорин, пытается «переиграть» судьбу. Все его поступки связаны с желанием
В связи с этим он впутывает не только себя, но и остальных героев в различные непредсказуемые жизненные ситуации, последствия которых могут быть очень трагичны.
Первый раз мы видим своеобразное столкновение с судьбой в главе «Бэла». Печорин, проделав авантюру с конем Казбича, даже не догадывается, какие последствия ждут его и, собственно, виновницу данной махинации — Бэлу. Печорин влюбляет ее в себя, по сути, совершая «вызов» судьбе. Однако ни в чем не повинная девушка трагично погибает, и уже здесь Печорин бессилен.
Мы видим первое противостояние властной судьбы и ничтожного
В главе «Тамань» происходят очень странные с точки зрения сюжета вещи. Печорин каким-то непонятным для него образом попадается на уловку контрабандистов и чуть сам не погибает. Здесь именно судьба подкидывает герою нежданные обстоятельства, даже сам герой признается в том, что оказался там не из-за случайных совпадений.
В главе «Княжна Мери» наиболее «судьбоносной» сценой является дуэль.
Несмотря на явный риск и осознание того, что бессмысленная самоуверенность может стоить ему жизни, Печорин вновь желает переиграть или даже проверить судьбу. Итог — смерть Грушницкого. В данной главе Печорин обрывает не только жизнь оппонента, но и надежды Мери.
Желание самореализоваться за счет других уже в какой раз не заканчивается успехом.
«Фаталист» — глава, даже в названии которой прямым текстом указана тема воли рока в жизни человека. Здесь «схватка с судьбой» описана уже более глубоко и подробно. После эксперимента с Вуличем Печорин окончательно начинает верить в судьбу, он же и предопределяет его близкую кончину.
Но далее герой сам «вздумал испытать судьбу..» Печорин совершает, наверное, первый в своей жизни подвиг, который был вызван не желанием самореализоваться и «испытать судьбу»,а вполне осознанным решением и заранее обдуманным планом.
В этом и заключается основная разница поступков Вулича и Печорина.
Именно после этого мы видим проявление своеобразного героического начала в Григории Александровиче. Он впервые жертвует собой ради других, а не наоборот. Более того тема судьбы здесь доведена буквально до предела.
Наконец главный герой окончательно понимает, что переиграть ее невозможно и бессмысленно.
Таким образом, тема судьбы в романе раскрывается как бы по нарастающей. желание самореализоваться, в особенности за счет других, вызвано неспособностью Печорина смириться с властью судьбы в его жизни. Он пытается поставить себя выше нее, что приводит его и остальных героев к трагическому концу. Даже судьба самого Печорина трагична и отчасти загадочна, неподвластна объяснениям (он погибает «Где-то по дороге в Персию. «)