Тема природы в лирике Бунина
Бунин живет ощущениями природы, для него образ не служит только формой выражения.
В бунинской поэзии картинам природы отведено главенствующее место. В стихотворении «Одиночество» с их помощью выражаются глубоко личные, интимные переживания. В стихотворении «Перекресток» лирический герой вынужден вернуться, ибо не знает, по какой дороге идти. Именно здесь природа становится символом надежды, залогом обновления жизни. В природе герой всюду видит восхищающую его красоту. Особенное место занимает здесь описание тишины как символа
Пейзаж в творчестве Бунина — это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов, стремящегося воссоздать панораму мест, где живет и действует герой. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувства героя. Природа в рассказах писателя объясняет человека, формирует его эстетическое чувство. Поэтому Бунин стремится уловить все ее оттенки.
Критики его раннего творчества определили Бунина как «певца осени, грусти», награждали
В рассказе «На хуторе» человек как бы растворился в природе, превратился в некую ее частицу: «Как живо чувствовал он свое кровное родство с этой безмолвной природой».
В рассказе «Антоновские яблоки» и сегодня поражает тончайшее ощущение природы, умение передать это ощущение в четких и зримых образах. Чувство Родины рождается из ощущения ее неповторимой, своеобразной, грустной осенней природы. Любовь писателя к пейзажу средней полосы России делает этот неяркий, лишенный броских красок пейзаж изумительно красивым и праздничным. Читатель надолго запомнит и «весь золотой, подсохший, поредевший сад», и «запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести», и «сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада», и многое другое.
Одно из самых выразительных мест романа «Жизнь Арсеньева» — описание последних августовских дней, когда щедрая природа уже тронута осенним увяданием и раскрывает перед героем все свои богатства. Бунин-художник-живописец создает в описании основной цветовой оттенок, который вызывает у читателя впечатление пышного и праздничного: «желтая щетка жнивья», «желтые осы», «желтеющий полевой простор».
Здесь природа как бы проникнута взаимосвязанностью с чувствами героя. Природа выступает не фоном, а мерилом душевного состояния человека. Мысли и чувства героя удивительно гармонируют с предосенним описанием природы.
В творчестве Бунина тема природы занимает одно из ключевых мест. Этот мотив становится сквозным, соединяет все наследие писателя. Функции пейзажа крайне разнообразны как в лирике, так и в прозе: эмоциональный фон произведения, выражение чувств героя, контраст к социальному аспекту произведений и др. Бунинское понимание природы есть выражение его философско-эстетической позиции — стремление человека к вселенской гармонии.
В своем творчестве И. А. Бунин выступает как непревзойденный певец русской природы, продолжатель традиций и новатор. По силе эмоционального воздействия бунинский пейзаж трудно сопоставить с каким-либо другим во всей мировой литературе.