Тема поэта и поэзии в лирике Фета

Стихи Афанасия Афанасьевича Фета необычны, как и его биография. Усыновленный русским помещиком, мальчик вынужден был всю жизнь добиваться признания дворянского звания.

В течение долгих лет Фет добивался независимости — духовной, материальной: и тогда, когда учился в университете, и тогда, когда служил в кирабирском полку. Его первые стихотворные опыты относятся к 1840-му году, тогда выходит его первый сборник «Лирический пантеон».

Фет сразу же заявляет о себе как о поэте самобытном, оригинальном. Увидев красоту мира, он пытается

запечатлеть, сохранить ее в своих стихах. Главное для Фета — отразить впечатление, которое, как известно, является основой чувств человека. Эту особенность фетовской лирики можно назвать импрессионистической.

Основные темы поэзии Фета — любовь и природа. Они так тесно связаны между собой, что невольно приходишь к выводу: природа и человек — главные составные части мира. Состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, полнее выражает собственное психологическое состояние.

Фет замечает малейшие перемены в состоянии природы, каждое

движение человеческой души. Например, в стихотворении «Шепот, робкое дыханье», которое было опубликовано в 1850 г. во втором сборнике стихотворений.

Это стихотворение стало едва ли не символом всей поэзии Фета. Оно звучит как музыка, передающая волнение и нарастание чувства.

Слово у Фета призвано передавать запахи, звуки, музыкальные тона, световые впечатления. Это очень тонко подметил Алексей Константинович Толстой, который писал: «Я наконец познакомился с книгой Фета — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий себе равных ни в одной литературе». Все природные явления Фет воспринимает в единстве.

В конце 50-х годов, когда во главе «Современника» стал Н. А. Некрасов, обострились отношения руководства журнала и группы литераторов — И. С. Тургенева, А. А. Фета, Л. Н. Толстого, которые покинули журнал. Они не понимали, как можно «чистое художество» отвергать во имя практической пользы.

В 1859 г. в журнале «Русское слово» Фет публикует статью о стихотворениях Тютчева. Главной мыслью ее является следующее: искусство не должно придерживаться каких-то идеологических направлений, оно не должно участвовать в политической общественной борьбе, искусство должно служить «чистой красоте».

Его начинают считать реакционером. Писатель уезжает в имение Степановку и живет там, превращая усадьбу в образцовое хозяйство. Последние его стихи публикуются в сборниках «Вечерние огни». Темы лирики остались теми же, что и в юности. Слово «вечерние» в названии сборника, конечно, говорит о вечере жизни. Но важно здесь и слово «огни» — поздняя лирика Фета сохранила трепет сердечного чувства, пылкость, присущую молодости, и обрела свойство изучать свет мудрости.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 оценок, среднее: 3,50 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Тема поэта и поэзии в лирике Фета