Тема исторической и национальной памяти в романе «Собор» Олеся Гончара
Олесь Гончар — один из величайших украинских писателей. В своих произведениях он поднимает жгучие проблемы жизни, а более всего — проблему духовности. Ведь только тогда человек является человеком, когда он любит свой край, чувствует ответственность за сохранение природы, исторической и национальной памяти, когда он трудолюбивый, добрый и щедрый, чувствительный к красоте.
Все это нашло свое полное выражение в образах героев романа «Собор». Это произведение обращено как к современникам, там и к грядущим поколениям с призывом сохранить
Смотря на людей, так или иначе связанных с этой исторической памяткой, читатель может анализировать их характеры, мечты, стремления, поступки и т. п. Наиболее ярким образом романа, по моему мнению, является Елька Чечиль.
Ее судьба очень сложная: сиротство, колхозная каторга, унижение, но тем более сильной и духовно прекрасной является героиня. Была ли бы она счастлива, будучи иной? Думаю, что нет!
Сила же ее духа поражает, как и ум. В условиях полнейшего тоталитаризма Елька
Лишь полное одиночество, унизительная насмешка, трудная работа, деградация.
А может высокая честь — присматривать призовую корову? Конечно, девушка это понимала и, будучи настойчивой, сильной, духовно богатой, просвещенной, стремилась к другому. Сердце Ельки пережило много тяжелых испытаний, но она все преодолела. Было и хорошее в ее жизни, и коварное.
Это и помощь дяди Ягора, который понял и принял к себе жить бедную девушку, и любовь Николая Баглая, и даже ухаживание Володьки Лебеды.
Елька сначала симпатизирует ему — он кажется ей внимательным, дружелюбным. Но со временем она понимает, что его «сладкие слова» лишь приманка. Так как молодому карьеристу нужна передовая жена, так как это путь к безоблачной жизни. Настоящим идеалом, о котором мечтала девушка, стал для нее Николай — честный, умный, трудолюбивый юноша, который стремится помочь односельчанам спасти собор и защитить их от экологического загрязнения.
Как такие стремления родились у этого синеглазого, черночубого юноши?
Ведь пришлось ему увидеть мир в окопе, под свист снарядов и взрывов бомб, а потом познать голод, бедствия, так как, помогая матери, ходил по селам «менять» и чуть было не замерз. Наверное, те солнечные степи, которые «сызмала входили в сознание детей», и край казацкой славы, седые могилы и тот собор — «…шедевр, поэма степного казацкого зодчества» — взлелеяли у него чувство прекрасного. И не только у него, тропинку к своему Счастье нашла и Елька.
Ее встреча с Николаем наполняют жизнь другим, совсем новым светлым смыслом.
Думаю, что такой образ парня не устарел и за много лет, так как роман О. Гончаром был написан в 1968 году. Честность, ум и духовная красота никогда не станут «лишними» — они нужны всегда любому юноше и девушке. Елька и Николай привлекают нас искренностью и скромностью, светлыми порывами своих молодых сердец, ясными мыслями и чистыми идеалами.
От чистого сердца им симпатизирует и сам писатель.
Что помогло героям выстоять и сохранить свое достоинство? Именно духовность, утверждает автор всем содержанием романа. Итак, О. Гончар создал прекрасную галерею духовно богатых, щедрых на добро людей и вывел проблему сохранения высокой духовности на первое место.
Писатель призывает нас, молодое поколение, беречь свою духовную культуру, так как историческое и культурное беспамятство превращает человека в перекати-поле, которое не держится корнями за родную землю и лишь засоряет ее, а душу из величественного храма превращает в руину, груду кирпича. Писатель-гражданин призывает каждого из нас не допустить такого разрушения, обогащать красоту своего духовного мира, так как мы «казацкие дети», как святыню должны беречь память, драгоценные достояния прошлых веком, оберегать их и приумножать, заботиться о нашем взносе в казну художественной истории.