Тема героизма в русской литературе
В романе-эпопее «Война и мир» автор преодолевает парадное представление о подвиге. В каких произведениях русской или современной литературы мы наблюдаем деромантизацию понятия «героизм» и каким образом мы можем сопоставить их с романом Л. Н. Толстого?
Плутарх заметил, что «не всегда в самых главных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой — нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем битвы, в которых гибнут десятки тысяч». Толстой в своем романе не только
Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капитана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений… разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью,
Развенчивание понятия «героизм» характерно для повести В. Быкова «Сотников». В произведении нет грандиозных танковых сражений, эпохальных битв. Внимание писателя приковано к внутреннему миру человека на войне.
Вспомним сюжет повести. Зимней морозной ночью двое партизан, Рыбак и Сотников, отправляются в путь. Они должны добыть продовольствие для своего отряда. Путь их оказывается очень опасным, так как нет в округе деревень, свободных от полицейских постов. Наконец удается им достать баранью тушу, но тут их обнаруживают полицаи. Партизаны отстреливаются, пытаясь оторваться от преследования, но из — за ранения Сотникова попадают к немцам. И здесь расходятся их пути: Сотников выбирает смерть, а Рыбак — предательство, благодаря чему ему сохраняют ему жизнь.
Герой Быкова не обладает героической внешностью — Сотников в повести больной, хилый, казалось бы, он не готов совершить подвиг. Но на всю жизнь запомнил он суровый урок войны: «Сотников на всю жизнь запомнил, как летом в полевом штаблаге немцы допрашивали пожилого седого полковника, искалеченного в бою, с перебитыми кистями рук, едва живого. Этому полковнику, казалось, просто неведомо было чувство страха, и он не говорил, а метал в гестаповского офицера гневные слова против Гитлера, фашизма и всей их Германии… Разумеется, полковника затем расстреляли, но те несколько минут перед расстрелом были его триумфом, его последним подвигом, наверно, не менее трудным, чем поле боя». Таким же подвигом становится и выбор самого героя.
Таким образом, и подвиг в понимании этих писателей — это следование своему долгу, верность Родине.