Тема деревни в современной литературе

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В 1924 году вместе с матерью Таисией Захаровной ( отец погиб за полгода до рождения сына ) переехал в Ростов.

Солженицын учился на физико-математическом факультете Ростовского университета. Блестяще одаренный юноша одним из первых получил учрежденную в 1940 году Сталинскую стипендию. Перейдя на четвертый курс, Солженицын параллельно поступил на заочное отделение МИФЛИ ( Московский институт философии, литературы и истории ). Кроме того, учился на курсах английского языка и уже серьезно

писал.

В октябре 1941 года он был мобилизован; на фронт он попал в 1942 году и прошел со своей «звукобатареей» ( выявляющей вражескую артиллерию ) от Орла до Восточной Пруссии. Здесь в феврале 1945 года в связи с обнаруженной цензурой в его, капитана Солженицына, переписке с другом юности Н. Виткевичем резко критическими, «левыми» оценками личности Сталина, он был арестован, препровожден в Москву и осужден на восемь лет. Эти годы он провел вначале в лагере на Калужской заставе, затем четыре года — в НИИ ( «шарашке» ), два с половиной года — на общих работах в лагерях Казахстана. После освобождения из

лагеря — вечное поселение в Кок-Терек на юге Казахстана ( оно длилось три года ), а затем — переезд в Рязанскую область и работа учителем математики в школе в одном из сел ( этот момент изображен в рассказе «Матренин двор» ) и в Рязани.

Знакомство с Солженицыным-писателем надо начинать с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. На примере рассказа «Матренин двор» можно наглядно, отчетливо выявить своеобразие Солженицына как писателя, его близость и расхождение с другими писателями во взглядах на судьбу русской деревни.

В нашем литературоведении принято было вести «деревенскую» линию от первых произведений В. Овечкина, Ф. Абрамова, В. Тендрякова. Тем неожиданнее показалась мысль В. Астафьева, знающего эту тему как никто другой, «изнутри», о том что наша «деревенская проза» вышла из «Матрениного двора». Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. «То, что Солженицын принес в литературу, — не узкая правда, не правда сообщения. …Солженицын не просто сказал

Правду, он создал язык, в котором нуждалось время, — и произошла переориентация всей литературы, воспользовавшейся этим

В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики». Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя.

В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя, именно на образе которого А. Солженицын раскрывает «деревенскую» тему.

Через трагическое событие — гибель Матрены — автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок»2.

Солженицын — отличный портретист, если считать портрет, одежду героя средоточением, пересечением застывших, еще неразвернутых или уже завершенных «сюжетов» жизни, дорог героя.

В своем произведении писатель не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается плавная, певучая, исконно русская речь Матрены, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»3.

Историю «колотной житенки» Матрены автор-рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, собирается полный рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины — наиболее выразительная, вопиющая.

Но — удивительное дело! — не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувства радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Одна из главных авторских оценок — «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не менее пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не на заводе — в колхозе… И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками за болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Сам председатель колхоза, недавно присланный из города, тоже запасся. «А зимы не ожидалось», — на той же ироничной ноте заканчивает писатель.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Тема деревни в современной литературе