Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова
В своем творчестве он обличал крепостнические нравы, талантливо раскрывал драматические эпизоды городской и крестьянской жизни, все «неурядицы народного быта».
Эта тема отражена и в повести «Тупейный художник». В этом произведении рассказывается о трагической судьбе талантливой крепостной актрисы и о человеке, которого она любит. Аркадий, «тупейный художник», как и другие, — жертва жестоких феодальных нравов.
Это произведение по композиции — своеобразный рассказ в рассказе. Возможно, именно эта особенность, а также
Однако они, безусловно, творчески переосмыслены Н. С. Лесковым. В этом произведении причудливо переплетаются действительные события и предания, легенды.
Кроме обличения крепостничества в «Тупейном художнике» затронуты и другие, не менее важные, проблемы: судьба талантливого человека в обществе, поиск смысла жизни, счастья.
Отнюдь не случайно это произведение
Любовь Анисимовна осталась крепостной графа, она обещала ждать любимого, который собирался вер — нуться, чтобы выкупить ее. Аркадий воспользовался этим шансом, он получил офицерский чин, не забыл своей любви, вернулся, чтобы выкупить Любу. Получив от него записку, Любовь Анисимовна сжигает ее и молится, потому что «хотя он и писал, что он теперь офицер, однако я никак вообразить не могла, чтоб граф с ним обходился иначе, чем прежде. Просто сказать боялась, что его еще бить будут».
Н. С. Лескову удается с большой силой и выразительностью показать, как калечит душу человека сознание собственной несвободы. Ведь в этих простых словах Любови Анисимовны ясно виден разлад между рассудком и чувством. Она понимает, что изменилось социальное положение Аркадия Ильича, но не верит этой возможности. Казалось бы, в произведении должен быть счастливый финал, но автор понимал, что в жизни все, вероятно, кончилось бы иначе. Аркадий и Люба так и не встретились вновь.
На следующий день она услышала, что на постоялом дворе зарезали офицера. Это был ее Аркадий.
Умение Н. С. Лескова отражать «неурядицы быта» проявилось и в том, что убийцей оказался дворник, который зарезал человека ради денег. Убийцу схватили, подвергли наказанию кнутом.
И тут Лесков проявил талант писателя-реалиста, способного в одной, казалось бы, незначительной детали показать драматизм жизни. Дворнику дали 41 удар кнутом, потому что Аркадий был «из простых, а не благородного звания». С тех самых пор Люба стала часто прикладываться к «плакону». Она постепенно спивалась, медленно губя себя, потому что не ждала уже счастья в жизни, стала «вечной вдовой», что автор использует слово «плакон» элемент народной речи. Ведь бывшая актриса, игравшая во многих французских пьесах, не могла не знать правильного произношения этого слова: Лесков этой деталью подчеркивает, что только неизбывное горе заставило героиню искать утешения в вине, легко восстанавливается близость «плакона» к словам «плач», «плакать».
Графа можно ненавидеть, его можно, наконец, убить. А к дворнику ни у Любы, ни у рассказчика таких чувств нет. Ведь это как стихия, и неизвестно, как с ней бороться. Увидел деньги — зарезал. Это — можно только терпеть. У Н. С. Лескова все необычайно по-русски. Молодой девушке сломали жизнь — высекли, сделали наложницей, затем отправили к свиньям. А потом, когда казалось что близко избавление, счастье, зарезали жениха. И сделал это не граф-кровопийца, а свой, простой. Нет у героини сил даже на смерть от «уязвленности духа», как у Анеты из «Сороки-воровки». Выпила водочки, залила горе — и живет дальше.
Финальная фраза «Тупейного художника» символична. Кажется, говоря о том, что «более ужасных и раздирающих душу поминок он в жизни не видел, рассказчик думает уже не только об истории «тупейного художника», но о тех самых «неурядицах народного быта», непревзойденным мастером описания которых был Н. С. Лесков, Весь ужас пережитого венчает тихий домашний «плакончик» с водочкой.
В «Тупейном художнике», этом шедевре позднего Лескова, нашли отражение и взгляды писателя, и то чутье, которым он прозревал истину, которое и сделало его знатоком России. Творчество этого автора заслуженно занимает важное место не только в русской, но и в мировой литературе. Но, как мне кажется, оно заслуживает более внимательного прочтения, поскольку обращено и к разуму, и к чувству читателя.