Сюжет и композиция романа

В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликова-ны в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Оте-чественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей.

При публика-ции «Фаталиста»

в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завер-шился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, пре-красный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал свое произведе-ние как целостное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.

Психологическая сложность центрального образа определила

композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, все глубже раскрывая перед нами душу Печорина, все сильнее нас заинтересовывая. Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем.

Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъем-люще раскрыть внутренний мир героя. Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе.

Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, это: «слав-ный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желаю-щий рассуждать.

Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя.

История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может. Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга.

Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова. Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся. » Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина. Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое.

Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина?

Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, лич-ность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Та-мань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.

Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к раз-мышлению о своем поколении. Каковы же его мысли?

Здесь Лермон-тов говорит о том, о чем кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: «. мы. жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без насла-ждения и страха. мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. » «Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчеркивает обре-ченность героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы.

Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сюжет и композиция романа