Сюжет и композиция романа
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликова-ны в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Оте-чественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей.
При публика-ции «Фаталиста»
Психологическая сложность центрального образа определила
Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъем-люще раскрыть внутренний мир героя. Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе.
Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, это: «слав-ный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желаю-щий рассуждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя.
История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может. Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя еще рано. Автор передает право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведется повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга.
Мы вполне доверяем его суждениям и потому внимательно вчитываемся в его слова. Перед нами предстает психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся. » Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина. Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое.
Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина?
Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, лич-ность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Та-мань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».
Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к раз-мышлению о своем поколении. Каковы же его мысли?
Здесь Лермон-тов говорит о том, о чем кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: «. мы. жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без насла-ждения и страха. мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению. » «Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчеркивает обре-ченность героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы.
Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.