Своеобразие героев деревенской прозы Шукшина
Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе, доброго отношения к людям и другие проблемы, актуальные в любое время. Ведущее место среди писателей второй половины XX столетия занимают Виктор Петрович Астафьев («Царь-рыба», «Пастух и пастушка»), Валентин Григорьевич Распутин («Живи и помни», «Прощание с Матерой»), Василий Макарович Шукшин («Сельские жители», «Любавины»,
Особое место в этом ряду занимает творчество мастера народного слова, искреннего певца родной земли Василия Шукшина. Писатель родился в 1929 году, в селе Сростки Алтайского края. Благодаря своей малой родине, Шукшин научился ценить землю, труд человека на ней, научился понимать и чувствовать сельскую жизнь. С самого начала творческого пути Василий Шукшин находит новые пути в изображении человека. Его герои непривычны и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту.
И как говорил сам Шукшин, его интересовала одна тема: судьба русского
Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.
Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Именно поэтому он непосредственный, порой непредсказуемый: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг сбежит из лагеря за три месяца до окончания срока. Сам Шукшин признавался: «Мне интереснее всего исследовать характер человека — не-догматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа». Герои писателя действительно импульсивны и естественны. Они остро и порой непредсказуемо реагируют на унижение человека человеком. Серега Безменов отрубил себе два пальца, когда узнал об измене жены («Беспалый»). Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель («А поутру они проснулись. «). Герои Шукшина могут даже покончить с собой («Сураз», «Жена мужа в Париж провожала»), потому что они не выдерживают оскорблений, унижений, обиды. Чаще всего поступки героев Шукшина определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости («Осенью»).
Василий Шукшин не идеализирует своих странных, «с чудинкой» героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.
Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального характера, характера земледельца. Он показывает, что главное в нем — влечение к земле. Шукшин говорит, что земля для русского человека — это и источник жизни, и связь поколений; и родной дом, и пашня, и степь. Это та самая малая родина с ее реками, дорогами, бесконечным пространством пашни.
Главным героем, в котором воплотился русский национальный характер, стал для Шукшина Степан Разин. Именно ему, его восстанию, посвящен роман Василия Шукшина «Я пришел дать вам волю». Писатель считал, что Степан Разин чем-то близок современному русскому человеку, что его характер является воплощением национальных особенностей нашего народа. И это важное для себя открытие Шукшин хотел донести до читателя.
Крестьянство издавна занимало в России самую главную роль в истории. Не по силе власти, а по духу — крестьянство было движущей силой российской истории. Именно из темных, невежественных крестьян вышли и Стенька Разин, и Емельян Пугачев, и Иван Болотников, именно из-за крестьян, точнее из-за крепостного права, происходила та жестокая борьба, жертвами которой стали и цари, и часть выдающейся русской интеллигенции XIX века. Благодаря этому произведения, освещающие данную тему, занимают особое место в литературе. Василий Шукшин сумел создать в своей прозе новый образ крестьянина. Это человек большой души, он независим и немного чудаковат. Эти качества героев Шукшина и подкупают нас, когда мы читаем его произведения. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», — говорил Василий Шукшин. Творчество самого писателя наглядно доказывает это.
Картина «Зеленый шум», написанная в 1904 году А. А. Рыловым, создавалась два года. Как известно, художник провел свое детство на севере, характер и воспоминания той природы он вкладывал в свои картины. Картина много раз переписывалась, всего создано три экземпляра, которые находятся в известных музеях страны. Название взято из стихотворения Некрасова «Зеленый шум».
На переднем плане стоят деревья, листья которых рябят от ветра. Мы видим пару тоненьких берез, ствол которых изогнулся от ветра, они как будто кланяются земле. Справа мы видим молодой дуб, который твердо стоит, но его выдает крона, расплывшаяся до неба. Взрослые и крепкие деревья подают пример молодым и тонким: нужно бороться и стоять до конца. Полянка под деревьями свеже-зеленого цвета. Видно, что деревья не в первый раз борются с таким ветром, они сильные и выдерживают все. Листья деревьев кажутся нам смазанными, они, то причудливо устремлены вверх, то изогнуты к низу.
На заднем плане мы видим синюю реку, по которой плывут лодки с поднятыми парусами. День и в правду выдался ветреным. За рекой зеленые поля, повторяющие очертания реки.
Небо лазурного цвета, но усеяно томными тучами, зависшими вверху. Они как будто вот-вот лопнут и зальют все дождем. Маленькие белые облачка видны на уровне горизонта, за полями. Несмотря на ветреную погоду, небо ясное, а значит, ухудшений не будет.
На картине использованы оттенки зеленого и синего цвета. Художнику не потребовалось много красок, чтобы изобразить ветреную погоду. Немаловажную роль играет свет и тени. Под разными лучами света облака становятся и белыми, и серами и с оттенком розового. Тени указывают нам на положение солнца, которое светит прямо на деревья, как будто хочет им помочь.
Невероятная динамика отражается в зеленом шуме листьев. На картине мы видим борьбу деревьев с природной стихией. Деревья как люди, стойко переносят все жизненные испытания, не гнутся под сторонним натиском и живут дальше. Так как картина пишется в период революций, то это иносказание через природу, выражает настроение всего народа — бороться и не сдаваться, идти только вперед!
Художнику удалось передать весеннее настроение природы, показать ее во всей насыщенности, передать силу и красоту, окружающего нас мира.