«Сравнение Ахматовой и Цветаевой» сочинение
Тема родины является традиционной темой для русской литературы, начиная еще со «Слова о полку Игореве». Эта тема нашла отражение в произведениях великих авторов: Пушкина, Лермонтова, Ломоносова, Некрасова и многих других. Особенно остро она звучит в переломные для страны моменты. Поэтому среди поколения поэтов ХХ века тема родины заиграла новыми красками. Люди, столкнувшись с переворотами общества, революциями и войнами, ощутили поднимающийся в них дух патриотизма и любви к родине. Эти народные настроения во многом повлияли на творчество
Хотя каждая из авторов обладала собственным стилем и почерком, в творчестве обеих наблюдалось продолжение развития традиций русской литературы. Так, в поэзии Цветаевой присутствуют характерные для фольклорных жанров частые просторечия и диалектизмы, обилие традиционно-поэтической лексики, включающей многочисленные эпитеты.
Например, в стихотворениях «Собирая любимых в путь…», «Настанет день — печальный, говорят!», «Юношам — жарко» и другие. В лирике Ахматовой особое место занимала народно-поэтическая культура, например
Особенно на творчество поэтесс повлияли события 20-го столетия. Во время революций и войн Цветаева пишет следующие стихи: «Белая гвардия…», сборник «Лебединый стан», «Посмертный марш» и другие. Творчество Ахматовой во время войны ознаменовалось знаковым стихотворением «Мужество», так же цикл «Ветер войны».
Как у Цветаевой, так и у Ахматовой образ родины выражался посредством родной земли: дороги, дали, простора, ветра… Анна Ахматова очень любила Россию и тесно связывала ее судьбу со своей. Поэтому в сложный и трагический для страны период она не уехала, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей родине. Цветаева же, хотя и находилась в Париже, но постоянно ностальгировала об отчизне, представляла ее «травы, облака…», о чем она писала в стихотворении «В Париже».
Знаковыми городами для поэтесс являлись Петербург и Москва, как олицетворения родины. Ахматова, прожив почти 25 лет в Петербурге, посвятила ему множество строк в своих стихах. «Темный город у грозной реки», «Город, горькой любовью любимый» — так говорила она про него. У Цветаевой тема родины получила отражение в стихах о Москве: «Москва! Какой огромный Странноприимный дом!»,
И льется аллилуйя
На смуглые поля.
— Я в грудь тебя целую,
Эти авторы считали, что судьба поэта и поэзии неразрывна с судьбой родины, родного народы, языка, слова. Поэтому, во время войны, Ахматова писала:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Ее поэма «Реквием» оказалась истинно народной, она показывала ее личную трагедию на фоне беды всего народы из-за сталинских репрессий. В ней тесно сплелись темы народы, родины, матери и религии. Хотя Цветаева находилась за границей, ее мучила тоска по родине. Во многих стихотворениях прослеживались попытки заглушить боль безразличием, но это было тщетно. Цветаева признала любовь к России и к народу в стихотворениях «Родина», «Народ», «Не умрешь, народ».
Таким образом, невозможно представить себе Серебряный век русской поэзии без этих двух великих поэтесс. Своим творчеством они не только украсили свое время, но и внесли большой вклад в русскую поэзию. Их поэзия, как доказало время, вечна. Ахматова и Цветаева — самобытные поэтессы и очень разные, но они обе были именно русскими поэтессами и безгранично любили Россию. Хотя они и прожили жизнь по-разному, на долю обеих выпали тяжелые и трагические события: Первая мировая, падение царской власти, сталинские репрессии… Но они прошли сквозь все это, внеся огромный вклад в русскую и мировую литературу.