«Современная культура» сочинение
Современная культура — это множество самобытных культур находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».
Современная культура — это не только множество культур это также мировая культура, единый культурный поток (течение) от шумеров до наших дней — от Востока на Запад, от Запада на Восток. Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались 2 разных понимания, 2 взгляда — «оптимистический» и «пессимистический».
Оптимисты
Пессимисты, начиная от Шпенглера, уверены в обратном, что современная мировая культура клонится к закату.
В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены 2 противоположных пути. Один — это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования сознательного
Еще одна особенность современной культуры состоит в том, что наряду с традиционным ее сложившимся образом идет формирование нового образа.
Традиционный образ мировой культуры связан с идеями исторической и философско-политологической объективно-субъективной органической целостности, эгоистическими, узкоэтническими или иными представлениями о традициях и учений.
Новый образ культуры ассоциируется с космическими и экологическими идеями с эстетическими идеями единства человечества и его судьбы. Планетарные категории выдвигаются на первый план, как и эстетические. При этом новый образ культуры рождается вместе с новым образом человека.
Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и общественной жизни и ищут выход из сложившегося положения в движениях «зеленых», «эзотериков», в поиски новой нравственности (новый интерес к Вальдорфской педагогике). Эти и иные движения, например, за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальные эксперименты неомодернистов, йоги, каратэ, разные формы сектанской и иной медитации, зомбирования и т. п.) — все это очередные ростки и очаги вечно «новой» и «альтернативной» мировой культуры, культивируемой и навязываемой из вне.
Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека, складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно не столько изучать существующий тип человека, сколько готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации.
Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой стороны — интеллектуальное обеспечение, подготовку новых условий.
Последнее предполагает рефлексию и критический анализ кризиса сложившегося типа человека формирование требований, предъявляемых к человеку со стороны складывающейся новой культуры, разработку новых идей знаковых и символических средств, новых принципов новых представлений, выражающих данную культуру, разработку новых принципов образования и т. д.
Если практическая реализация новых форм жизни и интеллектуальное обеспечение окажутся эффективными, жизненными, достаточно активными, то это приведет к появлению другого «постновоевропейского» (по Н Бердяеву «новосредневекового» или «мета исторического») человека. Это будет человек с иной психикой и телесностью (новыми «органами» и «телами»), с иной духовностью и проблемами.
«Новоевропейская» личность из числа безнациональной биомассы этнических самоизгоев, а по Л. Гумелеву — ренегатов («Иванов, родства не помнящих не желающих знать») ), о которой мы привыкли слышать от иностранных граждан со страниц и с телеэкранов российских СМИ, или уйдет под «кожу», станет элементом, подосновой другого целого или добровольно-принудительно «отомрет» с ее чрезмерными потребностями, претензиями, эгоизмом и эгоцентризмом, враждебными любой традиционно-классической этнической культуре и их зарубежным узко этническим по самосознанию и бытию хозяевам.
В качестве еще одной особенности современной культуры можно назвать формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего понимание этнической и социальной многополярности и многоформности всей мировой культуры и постепенный отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем на основе узкогрупповой этнокультурной агрессии в навязывании «своей» этнокультуры всем иным народам под лозунгом приобщения последних к вечным и, якобы, «общемировым ценностям».
Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения критический анализ собственных оснований действия и его границ, признание-чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и видение, признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс. Новый тип социального действия все больше включает в себя культурные составляющие и подчиняется логике культурной коммуникации.