Сочинение Творчество Чехова
А. Чехов известен во всем мире как оригинальный создатель короткого рассказа. Кроме того, он является и выдающимся новатором в области драматургии. В свои пьесы Чехов перенес живая жизнь, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто и одновременно сложно, как бывает в жизни. И именно такой, по мнению критиков, вышла его знаменитая пьеса «Чайка».
Если попытаться выяснить, что является движущей силой в пьесе «Чайка», то вряд ли можно дать однозначный ответ.
Пьеса развивается
Например, любовь в «Чайке» — один из важнейших двигателей сюжета. Правда, в чеховской драме нет счастливых людей. Героям, как правило, не везет в любви.
Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева. Он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но
Обычно любовная интрига выражается в треугольнике. Здесь же вместо треугольника странная цепь любовных увлечений, которые поражают своей безнадежностью. Яркий пример таких отношений — Нина, Треплев и Тригорин.
В Треплеве нет того, к чему так стремится Нина. Его нельзя, по мнению героини, даже поставить в один ряд с Тригориным — этим баловнем судьбы и публики. У него есть все, как считает Нина, для счастья. И если выбрать Тригорина, то и она, соответственно, получит каплю счастья (того, как она его понимает). Чувства к Тригорину и тяга к «миру» кумиров публики для нее неразделимы. Характерно, что в итоге именно Тригорин — «хищник» уничтожает «белую чайку» — Нину. В жизни на ее долю выпало очень много горя, она много страдала (об этом мы узнаем, кстати, от Треплева: «Был у нее ребенок. Ребенок умер»), Тригорин же ее быстро разлюбил и вернулся к своим прежним вкусам. Как видим, тригоринський сюжет для небольшого рассказа («пришел… увидел и так легко уничтожил… как… чайку») проверено жизнью. Но финал отсутствует, он выведен непосредственно в жизнь. Что произойдет с героиней, никто не знает, даже Чехов.
Чеховские истории любви, даже смерть молодого Константина Треплева выдаются довольно банальными: жил, грустил, любил и наложил на себя руки. В любви Треплева есть шекспировские страсти. Его любовь время не лечит. Она лишь перерождается и приобретает болезненную форму. Сначала он убивает чайку, потом — себя. Впрочем, Чехов прежде изображает не любовную трагедию, а проблему выбора. Треплев, который представляет жизнь как театр, живет и умирает, будто играет в пьесе. Обычно считают, что убитая чайка — разрушенная любовь Нины к Тригорину. Но Нина через страдания приходит к вере. Вера делает ее устойчивой, закаляет: «Неси свой крест и веруй…» Зато в случае с Треплевым убита чайка — это его душа, которая искала счастья, но так его и не нашла.
Все, что казалось смешным и нелепым, оказалось «страшным и губительным». Финальный выстрел Константина Треплева отчетливо свидетельствует трагизм жизни. Никогда еще трагическое не доходило до такой прозаичности, обыденности, никогда еще в роли трагичных героев и героинь не выступали такие простые характеры. В пьесе, действие которой построена по законам комедии, центральное место автор отводит именно трагическим характерам — образам Нины Заречной и Константина Треплева.
Чехову удалось мастерски разработать тонкий подтекст. Слова в пьесе очень часто не привязаны к действию, а ход пьесы почти не выражен в словах и поступках. Автор таким образом подчеркивает обыденность происходящего. И при этом не забывает развивать сюжет. Что же им движет? Скорее всего — жизнь. При этом Чехов не забывает, что он творит прежде драму. И, наверное, поэтому использует в тексте такой прием, как пьеса в пьесе. Вспомним, как в начале драмы Треплев организует представление о Вселенской Душе, которой, как он надеется, сможет объяснить несовершенство жизни. А в конце «Чайки» выстрел Треплева так же ставит точку в его жизни, превратилось в пьесу. Примечательно и то, что те события, которые должны быть двигателем действия, происходят только за кулисами.
Зато участником драматических событий у Чехова становится пейзаж. Закат, месяц, озеро — это больше чем пейзаж, театральная декорация. Все это — отражение душевной жизни героев. Достаточно вспомнить, как Нина — «чайку» — постоянно сопровождает образ озера. Символично также название пьесы. Образ свободной птицы, чайки — символ духовной свободы человека, намек на незащищенность личности и олицетворение несказанно сложного, даже трагического, но — взлета.
В «Чайке» Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Его печальная комедия жизни — перспектива на будущее, призыв к тем, кто обязательно найдет свою мечту.