Сочинение Трагизм крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника

Василий Семенович Стефаник — гениальный украинской писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей «великим талантом» и был великим художником, «который появился у нас со времен Шевченко». Его именем, по выражению Франко, мы «можем повенчаться перед светом». Новеллы писателя «Кленовые листки», «Новость», «Каминный крест» были новым словом в мировой литературе. В этих произведениях одна тема — трагическая судьба крестьянской семьи. Особенно детей бедняков. Их некому приласкать, обогреть,

сказать ласковое слово — мать и отец не имеют времени, так как изнемогают на трудной работе, приобретая шмат хлеба, или и совсем родителей нет. И разлетаются дети как кленовые листки осенью.

Перед читателем «Кленовых листков» возникает впечатляющая картина. Уставшие люди сидят, «как вкопанные», не имеют силы даже пошевелиться; «руки практически не двигались, лишь покоились бы согнутые в кулак на коленях». В. Стефаник рисует своих героев покорными, но большая сила таится даже в этих умиротворенно-уставших фигурах. Образы недвижимых теней, похожих на великанов, которые достигают вплоть до потолка, символизируют

беспредельность пока что скрытой человеческой силы.

С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ждут только тяжелая работа и невероятная бедность. А как выразительно описана трагедия крестьянской семьи. Умирающая мать «клала колени под грудь», стискивала губы — это же какая боль пронимала ее! А она боялась закричать, чтобы не испугать детей. Семенко еще не может постичь всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы. Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, которая стала аккордом произведения — песню о кленовых листках, которую поет слабым отрывистым голосом иметь. Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей. Песня звучит гимном матери — страдальницы, высоким духовным силам человека из народа, которая сумела противопоставить смерти свою любовь к детям. Страшно читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летающего из «Новости», что приводит его к тяжелому преступлению — убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочурок.

Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети примутся возле куска хлеба, » щенки возле голодной кости». Дети «ели хлеб на печи, и смотреть на них было страшно и жалко. Бог, знает, как те слабые листочки держались вместе? Лишь четверо черных глаз, которые были живы и что имели вес. Казалось, что те глаза весили бы так, как олово, а остальное, тело, если бы не глаза, то полетело бы с ветром, как перо… Григорий глянул на них с лавы и подумал «мертвецы…» Слова Стефаника так беспокоят душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать. Страшный вид детей-сирот так перепугал отца, что «аж пот его обсыпал». Каких сил стоило бороться с ужасным мысленным взором! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце. Герой новеллы Вафля Стефаника остался человеком, в его сердце горит большой жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжелых ее страниц.

Одна из них освещается В. Стефаником в новелле «Каминный крест». По мнению Леси Украинки, она «поражает и берет за душу». Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселении в Канаду. В образе Ивана Дидуха воплощены судьба, богача и переживание тысяч западноукраинских трудяг, которые стали добровольными изгнанниками из родного края. Показав человека, который не только надрывается, а просто изживает, чтобы сделать песчаный горб плодородным, — Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и уезжает с семьей в Канаду, где должны строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой, с детьми, с селом. Оказывается, что он уже «себе на своим горбу крест каминный положил», как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Стефник, будучи верным в правде жизни, в своих торах изображает людей, которые страдают, в бессилии опускают руки, даже гибнут.

Новеллы Стефаника — величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, есть одной из волшебных жемчужин в мировой литературно-художественный казне.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Сочинение Трагизм крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника