Сочинение Трагизм крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника



Василий Семенович Стефаник – гениальный украинской писатель. И. Франко считал, что В. Стефаник выделялся среди писателей “великим талантом” и был великим художником, “который появился у нас со времен Шевченко”. Его именем, по выражению Франко, мы “можем повенчаться перед светом”. Новеллы писателя “Кленовые листки”, “Новость”, “Каминный крест” были новым словом в мировой литературе. В этих произведениях одна тема – трагическая судьба крестьянской семьи. Особенно детей бедняков. Их некому приласкать, обогреть,

сказать ласковое слово – мать и отец не имеют времени, так как изнемогают на трудной работе, приобретая шмат хлеба, или и совсем родителей нет. И разлетаются дети как кленовые листки осенью.

Перед читателем “Кленовых листков” возникает впечатляющая картина. Уставшие люди сидят, “как вкопанные”, не имеют силы даже пошевелиться; “руки практически не двигались, лишь покоились бы согнутые в кулак на коленях”. В. Стефаник рисует своих героев покорными, но большая сила таится даже в этих умиротворенно-уставших фигурах. Образы недвижимых теней, похожих на великанов, которые достигают вплоть до потолка, символизируют беспредельность пока что скрытой человеческой силы.

С большой нежностью изображает Стефаник маленьких людей, которых в будущем ждут только тяжелая работа и невероятная бедность. А как выразительно описана трагедия крестьянской семьи. Умирающая мать “клала колени под грудь”, стискивала губы – это же какая боль пронимала ее! А она боялась закричать, чтобы не испугать детей. Семенко еще не может постичь всей трагической смерти и своего будущего сиротства. И тем трагичнее звучание новеллы. Писатель сумел найти впечатляющую художественную деталь, которая стала аккордом произведения – песню о кленовых листках, которую поет слабым отрывистым голосом иметь. Мелодия нежной грустью и искренним благословением окутывает души детей. Песня звучит гимном матери – страдальницы, высоким духовным силам человека из народа, которая сумела противопоставить смерти свою любовь к детям. Страшно читать о страшной трагедии крестьянина Григория Летающего из “Новости”, что приводит его к тяжелому преступлению – убийству детей? Смерть жены, невозможность прокормить и согреть своих дочурок.

Отец с отчаянием смотрит, как голодные дети примутся возле куска хлеба, ” щенки возле голодной кости”. Дети “ели хлеб на печи, и смотреть на них было страшно и жалко. Бог, знает, как те слабые листочки держались вместе? Лишь четверо черных глаз, которые были живы и что имели вес. Казалось, что те глаза весили бы так, как олово, а остальное, тело, если бы не глаза, то полетело бы с ветром, как перо… Григорий глянул на них с лавы и подумал “мертвецы…” Слова Стефаника так беспокоят душу, так глубоко западают в нее, что не можешь пересказывать содержание, хочется его цитировать. Страшный вид детей-сирот так перепугал отца, что “аж пот его обсыпал”. Каких сил стоило бороться с ужасным мысленным взором! Автору удалось вызвать сочувствие к детоубийце. Герой новеллы Вафля Стефаника остался человеком, в его сердце горит большой жертвенный огонь родительской любви и родительского страдания. Многострадальная история нашего народа. Мы не должны забывать тяжелых ее страниц.

Одна из них освещается В. Стефаником в новелле “Каминный крест”. По мнению Леси Украинки, она “поражает и берет за душу”. Писатель дает яркое представление о тяжелой судьбе западноукраинского крестьянства и о причинах национальной трагедии-переселении в Канаду. В образе Ивана Дидуха воплощены судьба, богача и переживание тысяч западноукраинских трудяг, которые стали добровольными изгнанниками из родного края. Показав человека, который не только надрывается, а просто изживает, чтобы сделать песчаный горб плодородным, – Стефаник показывает безвыходное положение тружеников. Иван Дидух прощается с соседями и уезжает с семьей в Канаду, где должны строить новое гнездо. Он, как перед смертью, прощается с женой, с детьми, с селом. Оказывается, что он уже “себе на своим горбу крест каминный положил”, как покойнику. Далекая и неизвестная Канада ассоциируется у него с могилой. Стефник, будучи верным в правде жизни, в своих торах изображает людей, которые страдают, в бессилии опускают руки, даже гибнут.

Новеллы Стефаника – величественный памятник всему украинскому народу, яркое проявление гениальности. Его творчество принадлежит к лучшим достижениям отечественного художественного слова, есть одной из волшебных жемчужин в мировой литературно-художественный казне.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение Трагизм крестьянской судьбы в новеллах Василия Стефаника