Сочинение Стихи Маяковского для детей



К 1928 году относятся такие стихи Маяковского для детей, кик “Майская песенка” и “Кем быть?”. “Майская песенка” Доступно рассказать ребенку о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в “Майской песенке” (1928) добивается того, что стихотворение увлекает ребенка, захватывает его. Это достигается прежде всего тем, что Маяковский строит его как развернутое сравнение. Май – это весна, это “зеленые листики – и нет мимы”. Он рисует весну-труженицу: “весна сушить развесила свое мытье”, “улица

рада, весной умытая”. Поэтому ребенку становится понятным и “раздолье чистенькое”, и то, что “на ситцах, на бумаге – огонь на всем”. Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму:

Мы молодо и весело идем! Идем! Идем!

Таким образом, отказавшись от рассказа о самом празднике, поэт избирает другой путь: вызвать у ребенка радостное ощущение весны, праздника всем строем стихотворения.

“Кем быть?” По сути дела, во всех произведениях Маяковского для детей центральной темой всегда была тема труда, тема человека-труженика.

Поэма

для детей “Кем быть?” (1928) как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет серьезный разговор с детьми, которым “будет и семнадцать”, о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести ребенка в большой мир трудовой жизни, показать ему, что “все работы хороши – выбирай на вкус!” Но построению “Кем быть?” представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей – представителей этих профессий – столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), Маяковский знакомит ребенка со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где “работа всякого нужна одинаково”. Сам Маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им ребенка. Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины (“и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет”) сменяется призывной, лозунговой:

Он знакомит читателя с этапами работы, с машинами, которые пришли на помощь человеку.

Показывая сложные для понимания дошкольника процессы труда, поэт постоянно приближает свой рассказ к миру ребенка, к его жизненному опыту. Так, в доме у него “заживут ребята… удобно и просторно”, доктор лечит детей (“и детям я лечу болезни”), в трамвае кондуктор предлагает брать “билетики” и “большим и детям”. Таких примеров можно привести очень много. Стихотворение передает не только пафос труда – оно формирует у детей настоящее, творческое отношение к нему, воспитывает любовь к этому великому благу жизни и к человеку, преобразующему мир.

Творчество Маяковского для детей не ограничивается теми произведениями, которые здесь рассматриваются. Его перу принадлежат “Песня-молния” (1929), “Возьмем винтовки новые…” (1927), “Чешский пионер” (1928), “Товарищу подростку”, “Про школу и про учение”, киносценарий “Дети” и др. Богат и своеобразен язык детских стихов по особенности поэзии Маяковского обогащению словаря ребенка, расширению его представлений о жизни, человеке, трудовых процессах. Особенностью Маяковского как детского поэта является то, что он всегда помнит о возрасте своего читателя (слушателя).

Не менее важная особенность стихов Маяковского – их предельная конкретность, графически зримая очерченность поэтических образов. Отсюда – гармоническое единство слова и рисунка в стихах для детей, что также связано с особенностями детского восприятия художественной литературы (ко многим стихам поэт сам делал рисунки). Необходимо отметить также своеобразие заглавий стихов Маяковского – они играют большую роль в создании эмоционального настроя, атмосферы особой заинтересованности у слушателя. Именно поэтому так разнообразна форма заголовков: это или вопрос (“Что такое хорошо и что такое плохо”, или формулировка основной мысли стихотворения (“История Власа, лентяя и лоботряса”), или сжатая формулировка темы (“Гуляем”). Заглавия стихов легко запоминаются детьми, служат прекрасным исходным моментом в организации беседы по содержанию стихотворения.

Выше, при анализе стихов, уже отмечались динамичность в изображении событий, широкое использование звукописи при создании поэтической картины и некоторые другие особенности, присущие детским стихам Маяковского. Следует сказать так
же и о ряде других специфических особенностей, характерных для его поэзии. Так, “создание самых фантастических событий – фактов, подчеркнутых гиперболой”, Маяковский считал обязательным средством художественного выражения в поэзии. Гипербола – излюбленный прием в его стихах для детей: слоны у него “двух – и трехэтажного” роста, Петин папа “сам себе… сто пакетов нес с трудом”, а за ним “сто корзин несет прислуга”.

Нужно подчеркнуть и особую роль сравнений и сопоставлений. Например, сравнения часто носят комический характер: зебра – “полосатее матраца”, у слонов – “с блюдо оба уха”.

Часто сравнения выступают одним из средств создания отрицательной характеристики (сравнение Власа с “грязным боровом”, отца Пети – с “самой злющей крысой”).

Сказки Маяковского (“Сказка о Пете, толстом ребенке…”, “История Власа…” и др.) очень близки к народным. Их объединяет наличие сказочных элементов в сюжете, сознательное преувеличение поступков и действий героев, торжество добрых сил в столкновении со злом. Близки они и по форме: часто первые строки напоминают зачины народных сказок (“Сказка о Пете, толстом ребенке…”), а концовка, так же как и в народных сказках, формулирует основную мысль:

Сказка сказкою, а вы вотсделайте из сказки вывод. Полюбите, дети, труд – как написано тут…

Роль Маяковского в создании русской детской литературы велика. Поэт продолжал и развивал прогрессивные традиции русской детской литературы, завещанные Белинским и Некрасовым. Вне всякого сомнения, Маяковский многому учился у Некрасова, впервые показавшего, как поэзия должна пробуждать у детей ненависть к угнетателям, формировать высокие нравственные качества, воспитывать человека-гражданина. Вместе с тем, создавая свои произведения в такое время, когда основной была задача воспитать человека нового общества, привить юным гражданам чувство любви к социалистической Родине, Маяковский следовал в своем творчестве и традициям М. Горького. Ведь именно Горький на протяжении всей своей жизни заботился о воспитании нравственной красоты советского человека, о формировании всесторонне развитой, гармонической личности, воспитании настоящей любви к труду, к человеку труда. Горький боролся за то, чтобы ребенку с самых ранних лет прививали чувства коллективизма, интернационализма, патриотизма.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение Стихи Маяковского для детей