Сочинение Смешное и грустное в рассказе Чехова «Смерть чиновника»
Большинство ранних рассказов Антона Павловича Чехова очень смешны. Начало его творчества связано в основном с юмористическими произведениями. Это небольшие рассказы, сценки, фельетоны и зарисовки, в которых представлены разносторонние комические проявления в жизни.
В юмористических рассказах Чехов не высмеивает, а лишь посмеивается над человеческими слабостями. Ведь юмором мы называем смех добродушный, не направленный на отрицание носителя смешных черт. Классическими образцами чеховского юмора могут служить рассказы «Лошадиная
Но среди рассказов Чехова можно встретить не только образцы безобидного юмора. Чаще всего юмористическая ситуация в них оказывается наполнена сатирическим содержанием. Писатель высмеивает те качества человеческой натуры, которые считает неприемлемыми.
Ярким примером переплетения сатиры и юмора в одном произведении может служить рассказ «Смерть чиновника». Интересно отметить, что в этом рассказе находит своеобразное преломление традиционная для русской литературы девятнадцатого столетия тема «маленького человека». Но если, раскрывая
Некий мелкий чиновник Червяков (уже говорящая фамилия указывает на отношение к нему автора) случайно чихнул в театре на лысину генералу. Тому, конечно, радости это не доставило, но он понимал, что неумышленная оплошность может произойти с любым человеком. И не придал значения случившемуся. Однако несчастный чиновник так перепугался, что стал одолевать генерала извинениями и настолько допек его, что тот выгнал назойливого посетителя.
«В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер».
Казалось бы, случилась трагедия. Погиб человек. Но у читателя никакого траурного настроения не возникает. И сам автор указывает на свое малосочувственное отношение к персонажу употреблением пренебрежительного словечка «помер» вместо «умер».
Итак, в рассказе «Смерть чиновника» смешное и грустное неразрывно связаны друг с другом. В итоге возникает ситуация, которую принято называть трагикомической. Умение видеть смешное в грустном и грустное в смешном — одна из отличительных особенностей творческой манеры Антона Павловича Чехова.