Сочинение «Продолжение следует или романа Грасса»

Свою следующую книжку-роман «Камбала» («Der Butt», 1977) Г. характеризует так: «В нем речь идет о первичной основе человеческого существования, о питании, т. е. о недостатке или излишке, о больших обжорах и множестве людей, которые страдали от голода, о радости неба и о куске хлеба со стола богатых». Мы можем добавить, что в этом романе речь идет также об истории человечества со времен палеолита и до наших дней, увиденную, однако, с пародийно-иронической точки зрения, как это назвал один литературовед, «с перспективы кухни и спальные».

Герой

этой истории — образ пикарескный, странствует, перевоплощаясь, сквозь столетия, завязывает любовные отношения с женщинами разных времен. При этом все эти представительницы женского пола имеют что-то общее с приготовлением пищи. Они ее готовят из-за своей профессии, необходимости или для удовлетворения. Как это характерно для настоящей пикарески, «Камбала» состоит из многих мастерски написанных сцен, которые связаны довольно свободно между собой. Кроме многоликого протагониста, в романе действует еще один персонаж, и они оба помогают объединить разрозненные элементы в единое целое — в роман (может,
роман в новеллах?). Этот второй — камбала, вынесенная в название книжки, балтийская рыба, которая умеет говорить. (На немецком языке слово «камбала» мужского рода. Для романа это имеет принципиальное значение и потому название иногда переводят как «палтус».) Камбала мудрая и рада помочь человеку, она добрая и всемогущая, как золотая рыбка из сказки, она постоянно сопровождает героя и дает ему советы. Камбала объединяет в себе фигуры всех тех, кто хотел освободить человечество, научить его, повести путем положительной эволюции к светлому будущему. И люди не понимают высшие заповеди, голос ума. Единственное, что ими движет, — это голод, потребность в пище и потребность удовлетворения сексуального влечения. История человечества, по Грассу, имеет за движущую силу обычную борьбу между мужчиной и женщиной, что и определяет исторические формации, такие как матриархат и патриархат, и их замену друг друга. Вторым двигателем цивилизации является поиск все новых средств питания и создания новых кушаний, которые становятся все более сложными, разнообразными и вкусными, к сожалению, лишь для богатых и зажиточных. Под пером романиста весь исторический процесс сводится к элементарному аппетиту и сексуальному влечению.

Большой рассказ под названием «Встреча в Тельгте» («Das Treffen in Telgte», 1979) принадлежит к лучшим произведениям Грасса. Некоторые даже твердят, что к лучшим. Художественный талант писателя проявился в этом произведении в полном блеске. Его мастерское владение словом, непривычно удачное использование всех средств стилизации, мастерство в создании убедительного исторического колорита и умение рисовать человеческие образы, портреты людей, воссоздавать их психологический образ — все это разрешает назвать эту повесть настоящим шедевром прозы.

Во «Встрече в Тельгте» речь идет о выдуманном событии, а именно заседании, «конгрессе» поэтов со всех немецких земель в XVII веке в конце Тридцатилетней войны. Этого на самом деле не было, да и не могло быть в условиях войны, в те поры, в Германии, разделенной на большие, малые и крохотные суверенные государства. И автор сочиняет свою историю о выдуманном событии так убедительно, с такими деталями и красочными реалиями далекого времени, что просто невозможно ему не поверить.

Вопреки всем трудностям военного времени в Тельгте собрались не только известные поэты, а и прозаики и драматурги. Среди них такие прославленные, как А. Грифиус, Ф. фон Логау, П. Гергардт, Г. Я. К. Гриммельсгаузен.

Участники встречи в маленьком Тельгте принимают решение создать манифест, который призывает к миру. Но для них становится почти невозможным согласовать текст документа, настолько разными оказываются их убеждения. В конце концов, возникает призыв, который звучит весьма абстрактно и декларативно, чтобы никого не обидеть весьма конкретными словами или формулировками. Скепсис и ирония звучат в голосе Грасса через двадцать лет, когда он был принят в «Группу 47». Они становятся еще мрачнее, когда в конце рассказа гостеприимный дом госпожи Кураж, где проходила встреча писателей, уничтожает внезапный пожар. При этом оказывается, что манифест, над которым писатели так старательно работали, остался в доме и сгорел вместе с ним. История, которую ее с таким талантом рассказал Г., становится как притча о бесполезности усилий литераторов улучшить мир и людей.

Роман «Крысиха» («Die Rattin», 1986), как и другие великие произведения Грасса, но в еще более концентрированной и наступательной форме, в еще большей мере посвящен главным проблемам и конфликтам современности.

Автор рассказывает удивительную историю, которую он или пережил наяву, или увидел во сне. Ему подарили крысу в клетке, он поставил ее на рабочий стол. Все дальнейшее — это монологи с крысой, которая умеет говорить. Она рассказывает историю крысиного рода, сравнивает особенности людей и крыс. Причем делает это в пользу крыс — сплоченных, трудолюбивых, готовых делать выводы из своего и чужого опыта, стойких, умных, смелых. Ужас и отвращение, который крысы с древности вызывают в людях, по мнению крыс, глупые предрассудки, которые вообще присущи человеческому роду. В перспективе времени бессмысленное, неспособное к умной жизни человечество истребит само себя. Грандиозная атомная катастрофа оставит на земле несколько живых существ, которые смогут жить дальше и размножаться.

Среди них и высокоразвитые крысы. Из-за того, что история мира развивается по кругу и повторяется, после почти полного уничтожения человеческой цивилизации возникнет новая — цивилизация крыс. Или, точнее, новый улучшенный вид этих существ, которых Грасс по фамилиям двух Нобелевских лауреатов — Ватсона и Крика — называет «ватсонкриками» (оба ученые-генетики). Эти крысолюди, созданные путем генных манипуляций, объединяют, по романисту, лучшие свойства большого мышиного рода и Homo sapiens.

После написания романа «Крысиха» Грасс издал почти тридцать новых книжек. Большинство из них — это сборники стихов или статей, выступлений и т. п. Среди этих изданий есть собственноручно иллюстрированные писателем, а также альбомы его гравюр и литографий. Особое, часто неблагосклонное внимание привлекли к себе рассказ «Крик жерлянки» (в переносном смысле — «знак беды») («Unkenruf», 1992) и роман «Широкое поле»(«Ein weites Feld», 1995). Публицистические выступления Грасса, как и всегда, вызывают отчаянные дискуссии. Например, его эпатажные статьи, где он ставил под сомнение своевременность объединения Германии, которая, по его мнению, еще не созрела политически и, став большой и могущественной, может взяться за старое.

Последняя значительная работа Грасса появилась летом 1999 года и вызвала к себе повышенный интерес. Это книга коротких рассказов «Мое столетие» («Mein Jahrhundert»). Согласно количеству лет в веке, она состоит из ста произведений. Все последние книжки Г. вызвали при появлении много споров в критике, и ни одна из них не превратилась в такое явление в литературе, как произведения «данцигской трилогии» — «Камбала» или «Встреча в Тельгте». Тем не менее, у каждого великого писателя есть шедевры и произведения с менее громкой славой. Ни один из классиков в этом плане не является исключением. Что же касается Грасса, то, судя по его бушующей энергии, активной жизненной и общественной позиции, литературной и художественной производительности, он не намерен остановиться в своей творческой деятельности. Его девизом, если вспомнить название Нобелевской лекции писателя, остаются слова: «Продолжение следует…»



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Продолжение следует или романа Грасса»